Сочинение по тексту ЕГЭ-2025 по русскому языку. Что помогает человеку сделать правильный выбор?

Сочинение по тексту Бальмонта К.Д. «Что помогает человеку сделать правильный выбор» для 27 задания ЕГЭ по русскому языку 2025 года. 11 класс.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста, опираясь на новый сборник Р.А. Дощинского, вариант 8. Включите в сочинение аргументы и примеры из литературных произведений.

Текст Константина Дмитриевича Бальмонта

Взор мой приковался к двум предметам, которые скоро совсем поглотили моё внимание. (2)В дальнем углу, вправо, красовался огромный круг швейцарского сыра, а совсем близко от меня, так близко, что протяни через прилавок руку и достанешь, большой ларь, открытый, с крупными кусками колотого сахару, белого, обворожительно-белого, какого я, кажется, прямо с детства своего не видел.

(3)Меня тянуло неодолимо. (4)Пожирая взглядом белый сахар и следя уголком глаза за лицами молодцов и за всем окружающим, я решил, улучив минуту, быстро протянуть руку и схватить кусок или два. (5)Едва эта мысль возникла во мне с чёткостью, вся кровь прилила к моему сердцу и я почувствовал свежесть моих щёк. (6)Взять или не взять? (7)Кругом руки поднимались и опускались. (8)Приносили и выносили что-то. (9)Упаковывали, выдавали, брали, завязывали, смеялись, переговаривались. (10)Кто-то смотрел на меня пристально. (11)Нет, мне показалось.

(12)Мысль, что меня могут увидать, когда я схвачу два куска сахару, — нет, один, один легче, два могут зацепиться один за другой, — нестерпимая мысль эта пронизала меня унижением невыносимым. (13)Но и желание было невыносимым. (14)Несколько раз я мысленно прицелился и представил себе, как я это сделаю. (15)Сердце моё билось мучительно.

(16)Я благодарю сейчас подростка лет пятнадцати, того молодца, что прямо взглянул в мои глаза и прочёл в них всё, что происходило в моей душе. (17)Он уж загодя высматривал меня, длинноволосого. (18)Конечно же, глаза мои были воплощённою жадностью горячего желания. (19)Молодец вольготно подошёл к ларю, скосил глаза на сторону и захлопнул крышку.

(20)Я никогда не крал в жизни ничего. (21)Не крал даже и в детстве, когда мои братья и товарищи запросто лазили в сад к соседу за яблоками, которых и в нашем саду всегда бывало более чем довольно. (22)Украл бы я тогда кусок сахару или не украл бы, если бы мне не помешал тот подросток? (23)Не знаю. (24)Может быть, нет; может быть, да. (25)Не знаю, сколько бы я сейчас об этом ни размышлял. (26)Но я знаю, что этот скупец чужого добра заставил мою кровь отхлынуть от моего стеснённого сердца. (27)Оно стало биться ровно, и щёки перестали быть прохладно-свежими.

(28)С двумя тяжёлыми мешками мы вышли из тёмного помещения на светлую волю. (29)Солнце слепило и грело почти по-летнему. (30)Мне казалось, что я был в застенке или в аду, но что опять я живой и свободный. (31)Но нести съедобу было тяжело. (32)А неукраденный кусок сахару, должно быть, магически вошёл в моё сердце, расплавился там, как свинец, и сердце стеснилось опять так, что с полдороги я отдал почти всю тяжесть той, далеко не сильной, женщине, которая шла со мной рядом. (33)Сил больше не было, но кое-как мы дотащились домой, в виде невозможном. (34)Всё же волочить съедобу не было грустно. (35)Гораздо хуже было другое обстоятельство. (36)За те долгие часы, пока всё это длилось, солнце совершенно растеплило дорогу. (37)Я был уже не утренний весёлый кот в сапогах. (38)Зелёные мои валенки, безукоризненно мне служившие против снега и мороза, не оказались непроницаемою бронёй пред жидкой гадостью, которая была теперь везде по пути. (39)Желтоватая жижа хлюпала под ногами, и я шёл, желая как можно скорее переобуться.

(40)Много раз отдохнули, стоя около какого-нибудь забора и сложив тяжести на каменный выступ. (41)Но вот и Арбатские ворота. (42)Поскорей бы. (43)Вот и Большой Николопесковский переулок со своей уютной церковью. (44)В окно на нас смотрят. (45)Заждались. (46)И сегодня, и завтра, и много дней у нас будет настоящий обед и ужин. (47)Жаль только, что баранина несвежая. (48)Да съедим.

По К.Д. Бальмонту. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) — русский поэт-символист, переводчик, автор мемуаров и критических эссе.

Сочинение

Тема правильного выбора в жизни всегда остается актуальной, особенно когда человек сталкивается с внутренними моральными дилеммами. В тексте Константина Бальмонта перед нами предстает ситуация, в которой главный герой стоит перед выбором: украсть кусок сахара или удержаться от этого поступка. Пройдя через внутренний конфликт и напряжение, он приходит к важному для себя решению. Давайте рассмотрим, как автор раскрывает проблему выбора и что помогает человеку сделать правильный выбор.

Авторская позиция по вопросу правильного выбора заключается в том, что внутренние моральные установки и взаимодействие с окружающими могут сыграть ключевую роль в принятии решения. Он показывает, что в момент искушения на человека могут повлиять внешние обстоятельства, но итоговое решение остается за его нравственным компасом.

Бальмонт раскрывает эту идею через внутренний монолог героя, который пытается разрешить дилемму: «Взять или не взять?» (предложение 6). Мы видим, как желание взять кусок сахара борется с внутренними сомнениями и стыдом: «Мысль, что меня могут увидать… пронизала меня унижением невыносимым» (предложение 12). Этот внутренний конфликт обостряется, пока подросток, «прочитавший всё, что происходило в моей душе» (предложение 16), не вмешивается, закрывая ларь с сахаром. Внешнее действие этого подростка позволяет герою избежать кражи, но его собственная совесть начинает процесс борьбы задолго до этого момента.

Автор подчеркивает, что осознание моральных последствий может остановить человека от совершения неправильного поступка. В предложениях 16-19 подросток, буквально закрывая ларь с сахаром, оказывается внешним препятствием, которое символизирует контроль общества и наблюдение со стороны. Однако настоящая причина, по которой герой не совершает кражу, кроется в его внутреннем осознании стыда и позора: «Эта мысль пронизала меня унижением невыносимым» (предложение 12). Этот момент важен, так как показывает, что моральный выбор возникает внутри человека.

Автор также подчеркивает, что окончательное решение принадлежит герою. В предложении 25 герой признаёт: «Не знаю, сколько бы я сейчас об этом ни размышлял», показывая, что результат его выбора не был предрешён, но взаимодействие с окружающими и его внутренние моральные установки помогли ему принять правильное решение.

Я согласен с позицией автора в том, что моральные установки и поддержка извне могут помочь человеку сделать правильный выбор. Иногда окружающие, даже неосознанно, могут повлиять на наше поведение, как это сделал подросток в тексте Бальмонта. Однако важнейшим аспектом остается внутренний контроль и осознание последствий своих действий.

Пример из русской литературы можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, совершивший убийство, постоянно находится под давлением своей совести, которая в итоге приводит его к раскаянию и признанию вины. Как и герой Бальмонта, Раскольников сталкивается с внутренней моральной борьбой, где совесть играет ключевую роль. В обоих случаях внутренние нравственные ориентиры становятся основой для принятия правильного решения.

Таким образом, правильный выбор часто зависит от осознанности человека и его способности противостоять своим низменным желаниям. Как показано в тексте Бальмонта, поддержка извне и влияние окружающих могут помочь человеку, но решающее значение имеет его внутренняя моральная сила.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте