Сочинение по тексту И.С. Шмелёва ОГЭ-2025 по русскому языку

Сочинения к варианту 21 из сборника «36 типовых вариантов ОГЭ-2025» под редакцией Р.А. Дощинского. Пример сочинения по тексту В.Г. Короленко «Какими выразительными возможностями обладает словообразование?»

Текст 

(1)Жоржик... (2)Из длинного ряда ушедших дней встаёт предо мной хрупкая фигурка. (3)Ясные глаза вдумчиво глядят на меня с бледного личика.

(4)Теперь он большой. (5)Теперь он уже не носит коротких штаников, не играет в лошадки, не горят его щёки и не открываются так широко глаза. (6)Он теперь многое знает. (7)А его сердце... прежнее ли оно?

(8)Вспомнишь о Жоржике — и становится рядом с ним крупный корпус капитана дяди Миши, рослого и коренастого, словно вылитого из розовой меди. (9)Милый капитан! (10)Он искусно водил по морям гигантские пароходы, исколесил океаны.

(11)Он вынес сотни штормов и благополучно вошёл в тихую пристань. (12)Ему повиновались морские валы и бури, и всё же он чистосердечно признался, что маленькое сердце для него не известнее морских глубин и течений. (13)Это именно он и высказал при первой же встрече.

— (14)Вы математик? (15)Как раз то, что мне нужно. — (16)Он говорил уверенно и кратко, точно отдавал приказания. — (17)Математика — важная штука в жизни.

(18)А в деле воспитания она положительно необходима. (19)Не правда ли? (20)Буду краток. (21)Мне нужен воспитатель к племяннику. (22)Он почти сирота. (23)Парень на моём попечении... (24)Ему семь лет. (25)Парнишка слишком изнежен.

(26)У него нет силы воли, нет характера. (27)Вы меня понимаете? (28)Таких людей жизнь завязывает в узел. (29)Я слишком повидал свет, чтобы думать иначе, но сам я... я, видите ли, не рискую взять на себя воспитание...
— (30)Дядя Миша! — раздался за дверью тонкий настойчивый голосок.
— (30)Нельзя. (32)Я занят! — решительно крикнул капитан.
— (33)Но, дядя Миша... (84)Мне нужно!
(35)Дверь кабинета отворилась, и просунулось худенькое личико.
— (36)Что тебе? — грозно спросил капитан, хмуря брови.
— (37)Маланья опять кота наказала!
— (38)Выйди.
— (39)Она не смеет! (40)Мой кот! (41)Ты ей скажи, чтобы она... (42)У кота котята!

(43)Дядя Миша грозно поднялся, сдерживая улыбку, причём его щёки вздулись и брови насупились, решительными шагами подошёл к мальчугану и торжественно вывел его из кабинета.

— (44)Парень весь здесь как на ладони, Вы его быстро узнаете. (45)Важно обратить особенное внимание на развитие в нём выдержки, силы воли...

(46)И капитан подробно сообщил мне о всех достоинствах и недостатках племянника. (47)Я принял условие.
— (48)Через неделю мы едем на побережье Кавказа.

(49)Выйдя из кабинета, я заметил «парня». (50)Он стоял в передней, в углу, и чего-то, очевидно, выжидал. (51)Заслышав мои шаги, он вышел из уголка, смело взглянул мне в глаза и спросил бойко:
— Вы будете меня учить?
— (52)Буду учить. (53)Тебя как звать?
— (54)Жоржик. (55)Вы знаете, Георгий... — и протянул маленькую ладошку.
— (56)Ну, будем друзьями.
(57)Через неделю поезд уносил нас к морю.
(58)Ещё на вокзале капитан дал Жоржику рубль и сказал:
— Ты сам будешь тратить на себя в дороге. (59)Вечером будешь отдавать мне отчёт.
(60)Вечером Жоржик представил отчёт.
— (61)Хорошо. (62)А где ещё полтинник?
— (63)Его я стравил.
— (64)Что-о?
— (65)Я стравил, — повторил Жоржик. — (66)На большой станции, где я ел пирожки, лежала тьма мужиков... с мешками... (67)А один и говорит: «Скусно?» (68)Я взял и стравил им. (69)Как они ели! — обернулся ко мне Жоржик.
— (70)Это, конечно, твоё дело... но... (71)Так не говорят — «стравил».
— (72)Повар Архип всегда говорил. (78)Смотрите, смотрите, белые горы!
— (74)И это всегда так... — тихо сказал мне капитан, улыбнулся и махнул рукой.
(75) Жоржик. вздохнул и задумался. (76)Зажгли свечи.
— (77)Ты повара Архипа прогнал... — раздумывая, сказал Жоржик.
(18)Поезд мчал нас во тьме, в пустых степях.
— (79)Дядя Миша! (80)Ты возьми Архипа... (81)Дядя Миша! (82)Знаешь, какую он песенку пел? (83)Ты только послушай... — зашептал Жоржик. — «(84)Матушка-голубушка, солнышко моё...»

(85)Мы оба не удержались и прыснули со смеху. (86)А Жоржик свесил голову и смотрел, чему мы смеёмся.

(87)Спал вагон, притих и Жоржик. (88)Его тонкая ручка свесилась и качалась от мягких трепетаний вагона. (89)Тонкая, слабая ручка.

(По И. С. Шмелёву*)
* Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) — русский писатель, публицист, мыслитель.

Сочинение

13.1 Напишите сочинение-рассуждение «Какими выразительными возможностями обладает словообразование?»

Словообразование — это мощный инструмент, который способен сделать текст более выразительным и эмоциональным. В тексте И.С. Шмелёва, который я прочитал, автор часто использует суффиксы, выражающие субъективное отношение к описываемым событиям.

Например, для создания портрета мальчика Жоржика автор часто использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «личико», «штаники», «лошадки». Это позволяет показать контраст между его детской внешностью и богатым внутренним миром.

После того как мальчик потратил часть денег, которые ему выдали на угощение рабочих, рассказчик проникся к нему особым уважением. В конце фрагмента автор снова использует оценочные суффиксы: «Тонкая, слабая ручка». Рассказчика поражает, насколько доброе и чистое сердце у этого хрупкого мальчика.

Таким образом, словообразование позволяет создать целостный образ героя художественного произведения. Несмотря на свою внешнюю беззащитность, Жоржик оказывается по-настоящему взрослым человеком с богатым внутренним миром.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 12 текста: «Ему повиновались морские валы и бури, и всё же он чистосердечно признался, что маленькое сердце для него не известнее морских глубин и течений».

Я понимаю смысл 12 предложения текста И. С. Шмелёва так: порой мы можем не знать даже самых близких людей, ведь человеческая душа — это настоящая загадка. Чтобы доказать эту мысль, я обращусь к примерам.

Капитан дядя Миша поначалу считает своего племянника слишком «изнеженным». По его мнению, у Жоржика «нет силы воли, нет характера». Этот пример показывает, что капитан не был знаком с истинным характером мальчика.

Однако всех поражает доброе сердце Жоржика, когда он тратит полученные деньги на угощение рабочих. Кроме того, мальчик тонко чувствует народные песни и красоту природы. Как оказалось, Жоржик — удивительно добрый человек, почти полностью сформировавшаяся личность.

Таким образом, иногда только благородные поступки помогают нам по достоинству оценить человека, а в обычное время мы даже не догадываемся о его богатом внутреннем мире.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В каких поступках проявляются лучшие качества человека?» Дайте определение понятию ДОБРОТА и ответьте на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Доброта — это не просто слова, а настоящие действия, продиктованные любовью к окружающим. Лучшие качества человека раскрываются в его готовности прийти на помощь и даже пожертвовать чем-то важным ради другого.

В рассказе И.С. Шмелёва «Жоржик» описывается история мальчика, который проявил невероятную доброту к рабочим, отдав им свои деньги на угощение. Несмотря на юный возраст, Жоржик уже умел тонко чувствовать красоту природы и народных песен. Этот пример показывает, что в благородном поступке героя и его способности удивляться всему вокруг проявились такие ценные качества, как способность к состраданию и неравнодушие к людям.

Благородный поступок совершают и девочки из семьи Марч в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Они были очень голодны, когда сели завтракать в Рождество, но, узнав о бедственном положении соседей, героически отказались от еды и отнесли её нуждающимся. Это подчёркивает их богатый внутренний мир и желание дарить добро ближним.

Таким образом, лучшие качества человека всегда проявляются в бескорыстных поступках.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте