Сочинение по тексту С.П. Алексеева ЕГЭ-2025 по русскому языку "По белорусской земле идет война"

Сочинение по тексту Д.А. Гранина «По белорусской земле идет война» для ЕГЭ по русскому языку 2025 года, 11 класс.

Это сочинение к варианту 18 из сборника под редакцией Р.А. Дощинского для ЕГЭ 2025.

Текст Сергея Петровича Алексеева

(1)По белорусской земле идет война. (2)Поднимаются сзади огнем пожарища.

(3)Шагают фашисты. (4)И вот перед ними Березина – белорусских полей красавица.

(5)Бежит Березина. (6)То разольется широкой поймой, то вдруг до протоки сузится, пробьется сквозь топи, сквозь зыби, прожурчит вдоль бора, вдоль леса, вдоль поля, к избам добротным под ноги бросится, улыбнется мостам, городам и селам.

(7)Вышли фашисты к Березине. (8)Один из отрядов к селу Студянка. (9)Прогромыхали бои у Студянки - довольны фашисты. (10)Еще новый рубеж захвачен.

(11)У Студянки места холмистые. (12)Горбом здесь и правый и левый берег. (13)Березина здесь течет в низине. (14)Поднялись фашисты на холм. (15)Как на ладони лежит округа. (16)Уходит полями и лесом к небу. (17)Шагают фашисты.

– (18)Песню! – командует офицер.

(19)Запели солдаты песню.

(20)Шагают фашисты, вдруг видят – памятник. (21)На вершине холма, у дороги, стоит обелиск.
(22)Надпись внизу на памятнике.

(23)Остановились фашисты, перестали горланить песню. (24)На обелиск, на надпись смотрят. (25)Не понимают они по-русски. (26)Однако интересно, что же здесь написано. (27)Обращаются один к другому:

– О чем там, Курт?
– (28)О чем здесь, Карл?

(29)Стоят Курты, Карлы, Фрицы, Францы, Адольфы, Гансы, на надпись смотрят.

(30)И вот нашелся один, кто читал по-русски.

(31)«Здесь, на этом месте…» – начал читать солдат. (32)И далее о том, что здесь, на Березине, у села Студянка, в 1812 году русская армия под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова окончательно разгромила полчища французского императора Наполеона I, мечтавшего завоевать нашу страну, и изгнала захватчиков из пределов России.

(33)Да, это было именно в этом месте. (34)Здесь, на Березине, у села Студянка.

(35)Дочитал солдат до конца надпись на памятнике. (36) Посмотрел на своих соседей. (37)Присвистнул Курт. (38)Присвистнул Карл. (39)Усмехнулся Фриц. (40)Улыбнулся Франц. (41)Зашумели другие солдаты:

– (42)Так когда это было!
– (43)Не та сила у Наполеона тогда была!

(44)Дальше пошли солдаты. (45)Снова запели песню.

(46)Только что такое? (47)Песня теперь не песня. (48)Все тише и тише песня.

– (49)Громче, громче! – командует офицер.

(50)Не получается что-то громче. (51)Вот и вовсе замолкла песня.

(52)Идут солдаты, вспоминают про 1812 год, про обелиск, про надпись на памятнике. (53)Хоть и давно это, правда, было, хоть и сила у Наполеона не та была, да только как-то испортилось вдруг у фашистских солдат настроение. (54)Идут, повторяют:
– Березина!

(55)Колючим вдруг оказалось слово.

(по С.П. Алексееву)

*Сергей Петрович Алексеев (1922-2008) – русский советский писатель, автор книги для детей «Сто рассказов о войне».

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «От чего зависит состояние солдат на войне?»
Русский советский писатель С. П. Алексеев в своём произведении задаётся вопросом: что влияет на состояние солдат во время войны?

Автор считает, что на настроение солдат может влиять не только ход боевых действий, но и неожиданные сведения о прошлом народа, который противостоит захватчикам. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, С. П. Алексеев приводит примеры из текста.

В начале фрагмента писатель описывает радостное и воодушевлённое состояние фашистских солдат: «Прогромыхали бои у Студянки – довольны фашисты. Ещё новый рубеж захвачен». Это приподнятое настроение захватчиков передаёт их песня, исполненная по команде офицера. Этот пример доказывает, что на настроение солдат часто влияют военные успехи.

Однако прочитанная на обелиске надпись подрывает боевой дух фашистов. Оказывается, именно на этом месте, на Березине, русская армия разбила французов под предводительством Наполеона. Попытки успокоить себя тем, что у императора была совсем «не та сила», не увенчались успехом. Таким образом, на состояние солдат гораздо большее воздействие оказывает неожиданно полученная информация о прошлом народа-противника.

Эти примеры противопоставлены друг другу, позволяя автору передать изменения в состоянии солдат в военные годы. Даже победа в сражении не всегда способна придать им сил, гораздо важнее то, какой непоколебимой силой духа обладает противостоящий захватчикам народ.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, именно стойкость и неустрашимость советских солдат, а также богатое историческое прошлое народа позволили им одержать победу в Великой Отечественной войне. Стоит только вспомнить знаменитую 7-ю симфонию Шостаковича, которая была исполнена в осаждённом Ленинграде и стала символом мужества граждан. Как известно, один из пленных немцев впоследствии признался, что в тот день они поняли: война проиграна, ведь в симфонии звучала такая сила, которая была способна победить саму смерть.

Таким образом, на состояние солдат во время войны в первую очередь влияет общее настроение противников и их самоотверженность.

Вы можете создать экзаменационный типовой вариант ВПР, ЕГЭ и ОГЭ на нашем сайте