Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось
ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенёс мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Так прошло около часа, может быть, и более… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, — но откуда?.. Прислушиваюсь — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.
Я запомнил эту песню от слова до слова:
Как по вольной волюшке —
По зелену морю,
Ходят всё кораблики-
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодка неснащёная,
Двухвёсельная.
Буря ль разыграется —
Старые кораблики
Приподымут крылышки,
По морю размечутся.
Стану морю кланяться
Я низёхонько:
«Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку:
Везёт моя лодочка
Вещи драгоценные,
Правит ею в тёмну ночь
Буйная головушка».
Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и, когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина; поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивлённая моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностию останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.
(М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. |
1. Укажите фамилию героя, от имени которого ведётся рассказ в данном фрагменте.
Ответ: ___________________________.
2. В данном фрагменте, как и во всём произведении «Герой нашего времени», важную роль играют женские персонажи. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, связанными с главным героем: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ПОСТУПКИ |
А) Ундина
|
1) захочет купить персидский ковёр |
Ответ: | А | Б | В |
3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Герой нашего времени» относится к жанру ___________ и обладает признаками такого рода литературы, как ___________.
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
4.1. Какую роль в приведённом фрагменте играет песня ундины?
4.2. Какие черты романтической литературы присутствуют в данном фрагменте?
На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображён яркий женский характер. В чём сходство героини выбранного Вами произведения с девушкой-ундиной (или в чём различие между ними)?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.