Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 102

Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не всё равно?..
Сатин. Положим  — так... А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл...
Бубнов. За это и били...
Сатин. М-мерзавцы...
Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.
Актёр. Почему?
Сатин. Потому что  — дважды убить нельзя.
Актёр (помолчав). Не понимаю... почему  — нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?
Актёр. Это дело не твоё...
Клещ. А вот Василиса придёт  — она тебе покажет, чьё дело...
Актёр. К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...
Барон. Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись!

(Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё  — барин... Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня  — ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно... как же!
Квашня (в двери из кухни — Барону). А ты  — иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!
Актёр. Ну... всегда я... не понимаю...
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело...
Сатин< Стоило тебе родиться бароном...
Квашня (Актёру). Ты смотри же  — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)
Актёр (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм... органон...
Анна. Андрей Митрич...
Клещ. Что ещё?
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты  — не будешь?
Анна. Не хочу... На что мне есть? Ты  — работник... тебе  — надо...
Клещ. Боишься? Не бойся... может, ещё...
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...
Клещ (отходя). Ничего... может  — встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм  — совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь). Органон...
Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм...
Сатин. Сикамбр...
Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю  — серьёзно... да. Если организм  — отравлен... значит,  — мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!
Бубнов. Ты чего бормочешь?
Сатин. Слова... А то ещё есть  — транс-сцедентальный...
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю... забыл...
Бубнов. А к чему говоришь?
Сатин. Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова  — надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...
Актёр. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
Актёр. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко,  — глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

(М. Горький «На дне»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Назовите литературное направление, основному принципу которого  — исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств  — следует М. Горький в пьесе «На дне».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

A)  Сатин
Б)  Барон
B)  Бубнов

1)  служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке
2)  был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке
3)  был сторожем на даче в Сибири; ночлежка — один из пунктов его странствий
4)  из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Развитие действия сопровождается чередованием ______ действующих лиц в диалоге. В ____________ произведении диалог  — одна из основных форм речевой характеристики персонажей.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?

 

4.2. С. А. Адрианов так отзывался о героях пьесы «На дне»: «У всех этих лиц есть общая черта: жизнь и собственная натура так или иначе выбили их из колеи, заставили опуститься "на дно", превратиться в подонки общества; в этой среде считаются ненужными и неуместными всякие навыки, выработанные культурою, всякая сдержка диких и грязных инстинктов...» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором герои обращаются к воспоминаниям о прошлом. Чем они схожи (или чем различаются) с персонажами пьесы «На дне»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты