Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 108

 «Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его  — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него  — кусты бузины. Направо  — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево  — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной  — узкий проход. В серой стене два окна: одно  — в уровень с землей, другое  — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены  — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях  — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли  — рожа Бубнова.
         Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает). Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и  — белый, как мел, а в руках у него леворверт...
Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, правду говорят, что студенты  — отчаянные...
Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»
Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?
Барон. Погоди! Не любо  — не слушай, а врать не мешай... Дальше!
Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него  — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца!  — решился я бесповоротно... жить без тебя  — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»
Бубнов (удивленный). Чего-о? Как? Краул?
Барон (хохочет). Настька! Да ведь... ведь прошлый раз  — Гастон был!
Настя (вскакивая). Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня  — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь  — лежа кофей пил...
Лука. А вы  — погоди-ите! Вы  — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове  — дело, а  — почему слово говорится?  — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!
Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!
Барон. Ну  — дальше! 
Наташа. Не слушай их... что они? Они  — из зависти это... про себя им сказать нечего...
Настя (снова садится). Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот  — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты  — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я  — одна... я  — таковская! Пускай уж я... погибаю,  — все равно! Я  — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
Наташа (отвертываясь в сторону, негромко). Не плачь... не надо!
         Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.

(М. Горький «На дне»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли свое воплощение в горьковской пьесе.

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между персонажами «На дне» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Наташа
Б)  Настя
В)  Василиса Карповна

1)  тридцатилетняя женщина, смертельно больная чахоткой
2)  любит читать любовные романы
3)  жена Костылёва, хитрая и жестокая
4)  сестра жены хозяина ночлежки, беззащитная и добрая девушка

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Приведённое произведение относится к ______________ литературному роду. Основным средством характеристики героев пьесы становится __________ героев.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

 

4.2. И. Ф. Анненский пишет: «…приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором изображены «книжные» героини. Чем они схоже (или чем различаются) с горьковской Настей?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты