Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 109

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь  — правда... Она, правда-то,  — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле  — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке  — завсяко-просто  — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он  — бедный, жил  — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,  — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько  — пожду... а потом  — брошу всю эту жизнь и  — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была  — земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место  — в Сибири дело-то было  — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел  — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной  — нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету? 

Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек  — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои  — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый  — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился  — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил  — есть! а по планам выходит  — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему  — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой  — и удавился!..

Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

(М. Горький «На дне»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.

ПЕРСОНАЖИ РОД ЗАНЯТИЙ

A)  Лука
Б)  Бубнов
B)  Пепел

1)  слесарь
2)  вор
3)  картузник
4)  странник

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В _______ по ходу драматического произведения автор уточняет или дополняет какие-либо детали обстановки действия, внешности и особенностей поведения персонажей. Так же, как и в эпическом произведении, в драме расстановка действующих лиц, обстоятельства и причины, которые «запускают» сюжетный конфликт, описываются в _____________.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

 

4.2. И. Ф. Анненский пишет: «…приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты