Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 112

Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...
Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави... Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .
Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие... А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь... ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства... никто тебя не любит, не уважает... работа твоя скрипучая, беспокойная для всех...
Клещ (кричит). Ты что меня... травить пришел?

Сатин громко рычит

Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка.
Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал...
Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это... это зачтётся все тебе...
Актёр. Когда?
Костылёв. На том свете, братик... там всё, всякое деяние наше усчитывают...
Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту...
Костылёв. Это как же я могу?
Актер. Скости половину долга...
Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь... Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне  — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...
Актёр. Шельма ты, старец... (Уходит в кухню.)

Клещ встает и уходит в сени.

Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня...
Сатин. Кто тебя  — кроме чёрта  — любит...
Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю... я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая...

(М. Горький «На дне»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Данная сцена передаёт разговор персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между тремя персонажами, присутствующими или упоминаемыми в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А)  Костылев
Б) Актёр
В)  Клещ

1)  потеряв надежду останется в ночлежке
2)  окажется в тюрьме
3)  покончит жизнь самоубийством
4)  будет убит в драке

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«А долг твой мне  — это так и есть долг!»,  — восклицает Костылёв, используя в своем высказывании ____________, позволяющий привлечь внимание читателя к внутренней сущности персонажа. Встречаются в его речи и _____________(на том свете, зачтётся тебе), также немало характеризующие героя: он отказывает в помощи Актёру, но прикрывается правильными рассуждениями, сам о расплате за своё житье-бытьё не думая.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий ( 5.1 и ли 5 .2) и у кажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

 

4.2. И. Ф. Анненский о Костылёве говорил: «Костылёв  — та жаба, которая думала до конца дней своих спокойно купаться в тинистых водах, внезапно забурливших и грозных, хотя бы на минуту и для одной только старой жабы...» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами. Чем оно схоже (или чем различается) с пьесой М. Горького «На дне»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты