Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 117

         — Добро пожаловать, ваше превосходительство,  — сказала она.  — Покушать изволите или самовар прикажете?
         Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
         — Самовар. Хозяйка тут или служишь?
         — Хозяйка, ваше превосходительство.
         — Сама, значит, держишь?
         — Так точно. Сама.
         — Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?
         — Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.
         — Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
         Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
         — И чистоту люблю,  — ответила она.  — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
         Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
         — Надежда! Ты?  — сказал он торопливо.
         — Я, Николай Алексеевич,  — ответила она.
         — Боже мой, Боже мой,  — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё.  — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
         — Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
         — Вроде этого... Боже мой, как странно!
         — Что странно, сударь?
         — Но всё, всё... Как ты не понимаешь!
         Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
         — Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
         — Мне господа вскоре после вас вольную дали.
         — А где жила потом?
         — Долго рассказывать, сударь.
         — Замужем, говоришь, не была?
         — Нет, не была.
         — Почему? При такой красоте, которую ты имела?
         — Не могла я этого сделать.
         — Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
         — Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
         Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.
         — Всё проходит, мой друг,  — забормотал он.  — Любовь, молодость  — всё, всё.          История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».
         — Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь  — другое дело.
         Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Укажите род литературы, к которому относится произведение И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между тремя персонажами произведений И. А. Бунина, связанными с любовной темой, и соответствующими названиями произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А)  Она
Б)  Дочь богача
В)  Оля Мещерская

1)  «Лёгкое дыхание»
2)  «Лапти»
3)  «Чистый понедельник»
4)  «Господин из Сан-Франциско»

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Тёмные аллеи  — это ____ рассказов, объединённых темой любви. Ещё рассказы называют ______, так как эти жанры имеют сходные признаки.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. В чём состоит драматизм приведённого эпизода из рассказа И. А. Бунина?

 

4.2. Е. Пономарёв отмечал особую роль диалога героев в рассказе «Тёмные аллеи»: « В «Темных аллеях» в диалоге сталкиваются две равноправные и далеко стоящие друг от друга жизненные позиции, два четко очерченных характера, две манеры речи. Диалог становится самоценным». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображена любовная драма. Чем схоже (или чем различается) ее изображение в этом произведении и в «Тёмных аллеях» И. А. Бунина?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты