Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 120

         Лошади тронулись помаленьку, пошли месить. Сани качало, как на волне. Возница то вырастал, то уменьшался, выбирался вперёд. Четверть часа приблизительно мы двигались так, пока наконец я не почувствовал, что сани заскрипели как будто ровней. Радость хлынула в меня, когда я увидел, как замелькали задние копыта лошади.
         — Мелко, дорога!  — закричал я.
         — Го... го...  — отозвался возница. Он приковылял ко мне и сразу вырос.
         — Кажись, дорога,  — радостно, даже с трелью в голосе отозвался пожарный.  — Лишь бы опять не сбиться... Авось...
         Мы поменялись местами. Лошади пошли бодрее. Вьюга точно сжималась, стала ослабевать, как мне показалось. Но вверху и по сторонам ничего не было, кроме мути. Я уж не надеялся приехать именно в больницу. Мне хотелось приехать куда-нибудь. Ведь ведёт же дорога к жилью. Лошади вдруг дёрнули и заработали ногами оживлённее. Я обрадовался, не зная ещё причины этого.
         — Жильё, может, почувствовали?  — спросил я.
         Возница мне не ответил. Я приподнялся в санях, стал всматриваться. Странный звук, тоскливый и злобный, возник где-то во мгле, но быстро потух. Почему-то неприятно мне стало, и вспомнился конторщик и как он тонко скулил, положив голову на руки. По правой руке я вдруг различил тёмную точку, она выросла в чёрную кошку, потом ещё подросла и приблизилась. Пожарный вдруг обернулся ко
мне, причём я увидел, что челюсть у него прыгает, и спросил:
         — Видели, гражданин доктор?
         Одна лошадь метнулась вправо, другая влево, пожарный навалился на секунду мне на колени, охнул, выправился, стал опираться, рвать вожжи. Лошади всхрапнули и понесли. Они взмётывали комьями снег, швыряли его, шли неровно, дрожали.
         И у меня прошла дрожь несколько раз по телу. Оправясь, я залез за пазуху, вынул браунинг и проклял себя за то, что забыл дома вторую обойму. Нет, если уж я не остался ночевать, то факел почему я не взял с собой?! Мысленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном.
         Кошка выросла в собаку и покатилась невдалеке от саней. Я обернулся и увидел совсем близко за санями вторую четвероногую тварь. Могу поклясться, что у неё были острые уши и шла она за санями легко, как по паркету. Что-то грозное и наглое было в её стремлении. «Стая или их только две?»  — думалось мне, и при слове "стая" варом облило меня под шубой и пальцы на ногах перестали стыть.
         — Держись покрепче и лошадей придерживай, я сейчас выстрелю,  — выговорил я голосом, но не своим, а неизвестным мне.
         Возница только охнул в ответ и голову втянул в плечи. Мне сверкнуло в глаза и оглушительно ударило. Потом второй раз и третий раз. Не помню, сколько минут трепало меня на дне саней. Я слышал дикий, визгливый храп лошадей, сжимал браунинг, головой ударился обо что-то, старался вынырнуть из сена и в смертельном страхе думал, что у меня на груди вдруг окажется громадное жилистое тело. Видел уже мысленно свои рваные кишки... В это время возница завыл:
         — Ого... го... вон он... вон... Господи, выноси, выноси...
         Я наконец справился с тяжёлой овчиной, выпростал руки, поднялся. Ни сзади, ни с боков не было чёрных зверей. Мело очень редко и прилично, и в редкой пелене мерцал очаровательнейший глаз, который я бы узнал из тысячи, который узнаю и теперь,  — мерцал фонарь моей больницы. Тёмное громоздилось сзади него. «Куда красивее дворца...»  — помыслил я и вдруг в экстазе ещё два раза выпустил пули из браунинга назад, туда, где пропали волки.

(М. А. Булгаков, «Вьюга»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Укажите род литературы, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Вьюга».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между героями, являющимися, подобно булгаковскому рассказчику, врачами, и соответствующими названиями произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А)  Вернер
Б)  Базаров
В)  Старцев

1)  «Ионыч»
2)  «Обломов»
3)  «Герой нашего времени»
4)  «Отцы и дети»

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Небольшой _______________ «Вьюга» входит в цикл «Записки юного врача» и развивает традиции чеховского _____________  — литературного направления, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Как и почему меняется эмоциональное состояние главного героя?

 

4.2. Известное изречение К. Ушинского гласит: «Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более, но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором герои оказываются в эпицентре природных катаклизмов. Чем они схожи (или чем различаются) с юным врачом из булгаковской «Вьюги»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты