Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 52

          Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко»,  — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
          — Позвольте вас спросить,  — начал Павел Петрович, и губы его задрожали,  — по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?
          — Я сказал: «аристократишко»,  — проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.
          — Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов  — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь,  — повторил он с ожесточением,  — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.
          — Слыхали мы эту песню много раз,  — возразил Базаров,  — но что вы хотите этим доказать?
          — Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни  — эфто, другие  — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,  — а в аристократе эти чувства развиты,  — нет никакого прочного основания общественному... bien public, общественному зданию. Личность, милостивый государь,  — вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.
          — Позвольте, Павел Петрович,  — промолвил Базаров,  — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
Павел Петрович побледнел. 
          — Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм  — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?
          Николай Петрович кивнул головой.
          — Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы,  — говорил между тем Базаров,  — подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
          — Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте  — логика истории требует...
          — Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.
          — Как так?
          — Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!
          Павел Петрович взмахнул руками.
          — Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признайать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?
          — Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов,  — вмешался Аркадий.
          — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,  — промолвил Базаров.  — В теперешнее время полезнее всего отрицание  — мы отрицаем.
          — Все?
          — Все.

(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво.

 

1. В основе сюжета «Отцов и детей»  — идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении.

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между тремя персонажами «Отцов и детей» и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А)   Николай Петрович
Б)  Павел Петрович
В)  Базаров

1)   умрет, заразившись тифом
2)   женится на Фенечке
3)  продолжит псевдонигилистическую деятельность
4)  уедет жить за границу

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Главным принципом нигилизма считается _______. Базаров готов отрицать всё и вся, в то время как Павел Петрович признает силу личности. «Человеческая личность должна быть крепка, как скала»,  — заявляет Павел Петрович, прибегая к ________, средству художественной изобразительности, основанному на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

 

4.2. Критик Д. И. Писарев, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», писал: «…Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества… Тургенев … обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди?» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в «Отцах и детях»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты