Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 71

         Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.
         — Чай-то от хозяйки, что ль?  — спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.
         — Како от хозяйки!
Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.
         — Вот, Настасья, возьми, пожалуйста,  — сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди,  — сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы немного, подешевле.
         — Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.
         Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.
         — Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться,  — сказала она.
         Он крепко поморщился.
         — В полицию? Что ей надо?
         — Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.
         — Э, черта ещё этого недоставало,  — бормотал он, скрипя зубами,  — нет,
это мне теперь... некстати... Дура она,  — прибавил он громко.  — Я сегодня к ней зайду, поговорю.
         — Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
         — Я делаю...  — нехотя и сурово проговорил Раскольников.
         — Что делаешь?
         — Работу...
         — Каку работу?
         — Думаю,  — серьёзно отвечал он помолчав.
         Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.
         — Денег-то много, что ль, надумал?  — смогла она наконец выговорить.
         — Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
         — А ты в колодезь не плюй.
         — За детей медью платят. Что на копейки сделаешь?  — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
         — А тебе бы сразу весь капитал?
         Он странно посмотрел на неё.
         — Да, весь капитал,  — твёрдо отвечал он помолчав.
         — Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?
         — Как хочешь.

(Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво.

 

1. Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)  Мармеладов
Б)  Разумихин
В)  Порфирий Петрович

1)  студент
2)  следователь
3)  чиновник
4)  рабочий

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В «Преступлении и наказании» нашли отражение принципы __________, предполагающего изображение _________ героя в типичных обстоятельствах.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?

 

4.2. Писатель В. Г. Короленко после прочтения романа писал: «Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость  — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными...» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, находящиеся в нравственном поиске. Чем они схожи (или чем различаются) с Раскольниковым в «Преступлении и наказании»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты