Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 81

         Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь глазами и краснея, сказала:
         — Мама велела вас просить танцевать.
         — Я боюсь спутать фигуры,  — сказал Пьер,  — но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке. Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива: она танцевала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер говорила с своим кавалером.
         — Какова? Какова? Смотрите, смотрите,  — сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
         Наташа покраснела и засмеялась.
         — Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?
         В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сидения и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
         — Семен! Данилу Купора знаешь?
         Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
         — Смотрите на папа,  — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
         Действительно, все, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой  — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
         — Батюшка то наш! Орел!  — проговорила громко няня из одной двери.
         Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Ее огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцора остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.

(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

  

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество Л. Н. Толстого и принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

А)  Наташа Ростова
Б)  Пьер
В)  Граф Ростов
Г)  Марья Дмитриевна

1)  расстраивает план Наташи бежать с Анатолем
2)  ухаживает за раненым Болконским
3)  попадает в плен к французам, вступившись за женщину
4)  накапливает огромные долги и постепенно разоряет семью

 

Ответ: А Б В Г
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В начале описания танца автор противопоставляет грациозность старого графа Ростова и неповоротливость Марьи Дмитриевны, используя прием ____________. Яркий, живой образ Наташи помогает создать такое средство выразительности, как _____, например «смеясь глазами».

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5.1. Чем похожи отец и дочь в приведённой сцене?

 

5.2. Прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит «мысль семейная». Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты