Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 83

Явление пятое
Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.

         Кабанова. Ну, Тихон, пора! Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!
         Все садятся. Молчание.
         Ну, прощай! (Встает, и все встают.) Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
         Кабанова (жестом показывает на землю). В ноги, в ноги!
         Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.
         Прощайся с женою!
         Кабанов. Прощай, Катя!
         Катерина кидается ему на шею.
         Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься!          Он тебе муж  — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!
         Катерина кланяется в ноги.
         Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется, с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)
         Кабанова. Прощай! Дальние проводы  — лишние слезы.
         Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Явление шестое

         Кабанова (одна).
         Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.
         Входят Катерина и Варвара.


Явление седьмое

Кабанова, Катерина и Варвара.
Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах-то только. Ну, я богу молиться пойду; не мешайте мне.
Варвара. Я со двора пойду.
Кабанова (ласково). А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!
Уходят Кабанова и Варвара.

(А. Н. Островский. «Гроза».)

  

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1.Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А. Н. Островского и принципы которого нашли своё воплощение в «Грозе».

Ответ: ___________________________.

 

2.Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их поступками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ПОСТУПКИ

А)  Варвара Кабанова
Б)  Катерина
В)  Марфа Игнатьевна Кабанова
Г)  Тихон Кабанов

1)  не может и не хочет противостоять деспотизму матери
2)  убегает из дома
3)  бросает вызов «тёмному царству»
4)  усердно молится Богу, но при этом каждый день грешит, обижая своих близких

 

Ответ: А Б В Г
         

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В приведённой сцене видно, что деспотизм Кабановой вызывает протест, хотя и скрытый, в сердцах других персонажей, что неизбежно приводит к _____________. Явление шестое представляет собой ________ Кабановой.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Как в приведённой сцене проявляются характеры представителей «тёмного царства»?

 

4.2. Д. И. Писарев определял основной конфликт пьесы «Гроза» так: «Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрываются характеры героев-деспотов. Чем схоже (или чем различается) изображение этих героев и персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты