Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 89

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)
         Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!...

(А. Н. Островский «Гроза»)

  

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ РЕПЛИКИ

А)  Кабаниха
Б)  Катерина
В)  Варвара

1)  «Отчего люди не летают!»
2)  «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
3)  «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»
4)  «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!»

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый______________ двух поколений.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

 

4.2. П. И. Мельников-Печерский, размышляя о пьесе А. Н. Островского, писал: «В «Грозе» … слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором отображён конфликт между представителями разных поколений. Чем схоже (или чем различается) его изображение в этом произведении и в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты