Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 92

         Трофимов. Господа, идёмте садиться в экипажи... Уже пора! Сейчас поезд придёт!
         Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.)
         И какие они у вас грязные, старые...
         Трофимов (надевая калоши). Идём, господа!..
         Гаев (сильно смущён, боится заплакать). Поезд... станция... Круазе в середину, белого дуплетом в угол...
         Любовь Андреевна. Идём!
         Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идём!..
         Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!
         Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)
         Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.
         Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа... До свиданция!..
(Уходит.)
         Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоём. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.
         Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя...
         Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!.. Прощай!..


Голос Ани (весело, призывающе): «Мама!..»

Голос Трофимова (весело, возбуждённо): «Ау!..»


         В последний раз взглянуть на стены, на окна... По этой комнате любила
ходить покойная мать...
         Гаев. Сестра моя, сестра моя!..


Голос Ани: «Мама!..»

Голос Трофимова: «Ау!..»


         Любовь Андреевна. Мы идём!..


Уходят.

Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи.
Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, впиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.


         Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали... (Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал... (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел... Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил... (Ложится.) Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!.. (Лежит неподвижно.)
         Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Занавес

(А. П.Чехов. «Вишнёвый сад»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Каково авторское жанровое определение «Вишнёвого сада»?

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между персонажами «Вишнёвого сада» и их краткой характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Фирс
Б)  Лопахин
В)  Трофимов

1)  студент
2)  слуга
3)  чиновник
4)  купец

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Приведённая сцена является ________ в развитии действия. Этот элемент композиции характерен не только для драматических произведений, но и для _____________.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены?

 

4.2. Максим Горький о «Вишнёвом саде» писал: «Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого сада»  — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая,  — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображено столкновение «старой» и «новой» жизни. Чем схоже (или чем различается) данное изображение с чеховским «Вишнёвым садом»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты