Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 93

        Вода сбыла, и мостовая
        Открылась, и Евгений мой
        Спешит, душою замирая,
        В надежде, страхе и тоске
        К едва смирившейся реке.
        Но, торжеством победы полны,
        Ещё кипели злобно волны,
        Как бы под ними тлел огонь,
        Ещё их пена покрывала,
        И тяжело Нева дышала,
        Как с битвы прибежавший конь.
        Евгений смотрит: видит лодку;
        Он к ней бежит, как на находку;
        Он перевозчика зовёт –
        И перевозчик беззаботный
        Его за гривенник охотно

        Чрез волны страшные везёт.
        И долго с бурными волнами
        Боролся опытный гребец,
        И скрыться вглубь меж их рядами
        Всечасно с дерзкими пловцами
        Готов был чёлн – и наконец
        Достиг он берега.
Несчастный
        Знакомой улицей бежит
        В места знакомые. Глядит,
        Узнать не может. Вид ужасный!
        Всё перед ним завалено;
        Что сброшено, что снесено;
        Скривились домики, другие
        Совсем обрушились, иные
        Волнами сдвинуты; кругом,
        Как будто в поле боевом,
        Тела валяются. Евгений
        Стремглав, не помня ничего,
        Изнемогая от мучений,
        Бежит туда, где ждёт его
        Судьба с неведомым известьем,
        Как с запечатанным письмом.
        И вот бежит уж он предместьем,
        И вот залив, и близок дом...
        Что ж это?..
Он остановился.
        Пошёл назад и воротился.
        Глядит... идёт... ещё глядит.
        Вот место, где их дом стоит;
        Вот ива. Были здесь вороты –
        Снесло их, видно. Где же дом?
        И, полон сумрачной заботы,
        Всё ходит, ходит он кругом,
        Толкует громко сам с собою –
        И вдруг, ударя в лоб рукою,
        Захохотал.
Ночная мгла
        На город трепетный сошла...

(А. С. Пушкин. «Медный всадник»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. К какому литературному направлению, характеризующемуся объективным изображением действительности, относится поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Ответ: ___________________________.

 

2. Многие произведения А. С. Пушкина связаны с темой любви. Установите соответствие между героями и их возлюбленными: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ

А)  Владимир Ленский
Б)  Пётр Гринёв
В)  Евгений (герой поэмы «Медный всадник»)

1)  Параша
2)  Ольга Ларина
3)  Авдотья Вырина
4)  Мария Миронова

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Приведённый отрывок занимает важное место в развитии действия поэмы. После описанных событий Евгений бросает вызов Медному всаднику  — наступает ______. Написана поэма любимым стихотворным размером Пушкина  — _______.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. В чём заключается драматизм ситуации, описанной в данном фрагменте?

 

4.2. Д. С. Мережковский видел в «Медном всаднике» «противостояние двух начал». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображён разгул природной стихии. Чем оно схоже (или чем различается) с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты