Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 97

          Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет её на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало,  — той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила бы наболевшие плечи.
          Лежит Коняга на самом солнечном припёке; кругом ни деревца, а воздух до того накалился, что дыханье в гортани захватывает. Изредка пробежит по просёлку вихрами пыль, но ветер, который поднимает её, приносит не освежение, а новые и новые ливни зноя. Оводы и мухи как бешеные, мечутся над Конягой, забиваются к нему в уши и в ноздри, впиваются в побитые места, а он  — только ушами автоматически вздрагивает от уколов. Дремлет ли Коняга, или помирает  — нельзя угадать. Он и пожаловаться не может, что всё нутро у него от зноя да от кровавой натуги сожгло. И в этой утехе Бог бессловесной животине отказал.
          Дремлет Коняга, а над мучительной агонией, которая заменяет ему отдых, не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара. Хмара, в которой не только образов, но даже чудищ нет, а есть громадные пятна, то чёрные, то огненные, которые и стоят, и движутся вместе с измученным Конягой, и тянут его за собой всё дальше и дальше в бездонную глубь.
          Нет конца полю, не уйдёшь от него никуда! Исходил его Коняга с сохой вдоль и поперёк, и всё-таки ему конца-краю нет. И обнажённое, и цветущее, и цепенеющее под белым саваном  — оно властно раскинулось вглубь и вширь, и не на борьбу с собою вызывает, а прямо берёт в кабалу. Ни разгадать его, ни покорить, ни истощить нельзя: сейчас оно помертвело, сейчас  — опять народилось. Не поймёшь, что́ тут смерть и что́ жизнь.
          Но и в смерти, и в жизни первый и неизменный свидетель  — Коняга. Для всех поле раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно  — кабала. Поле давит его, отнимает у него последние силы и всё-таки не признаёт себя сытым. Ходит Коняга от зари до зари, а впереди его идёт колышущееся чёрное пятно и тянет, и тянет за собой. Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту, слышится окрик: «Ну, милый! ну, каторжный! ну!»

(М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между цитатами из произведений М. Е. Салтыкова- Щедрина и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЦИТАТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А)  «Жил — дрожал, и умирал — дрожал»
Б)  «…очень уж много развелось в нашем царстве мужика!»
В)  «называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами»

1)  «Дикий помещик»
2)  «История одного города»
3)  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
4)  «Премудрый пискарь»

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина  — острая, беспощадная _____________, опирающаяся на богатый народный _____________.

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Почему так трагична и безысходна судьба Коняги?

 

4.2. Литературовед Л. П. Гроссман писал: «В замечательной сказке "Коняга" дается такое живое ощущение русской природы, истории и народного быта, какие не всегда найдутся в обширный романах с развернутыми пейзажами и огромными толпами героев». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором описан тяжкий крестьянский труд. Чем оно схоже (или чем различается) с щедринским «Конягой»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты