Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 01-05 задание / 98

Ипат сказал: «Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп  — и весь тут сказ!»

Не может барских милостей

Забыть Ипат! Потешные

О детстве и о младости,

Да и о самой старости

Рассказы у него

(Придёшь, бывало, к барину.

Ждёшь, ждёшь... Неволей слушаешь,

Сто раз я слышал их):

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал;

Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет  —

И водки поднесёт.

Клониться стал я к старости.

Зимой дороги узкие,

Так часто с князем, ездили

Мы гусем в пять коней.

Однажды князь  — затейник же!  —

И посади фалетуром

Меня, раба последнего.

Со скрипкой  — впереди.

Любил он крепко музыку.

«Играй, Ипат!» А кучеру

Кричит: «пошёл живей!»

Метель была изрядная,

Играл я: руки заняты,

А лошадь спотыкливая  —

Свалился я с неё!

Ну, сани, разумеется,

Через меня проехали,

Попридавили грудь.

Не то беда: а холодно.

Замёрзнешь  — нет спасения.

Кругом пустыня, снег...

Гляжу на звёзды частые

Да каюсь во грехах.

Так что же, друг ты истинный?

Послышал я бубенчики.

Чу, ближе! чу, звончей!

Вернулся князь (закапали

Тут слёзы у дворового.

И сколько ни рассказывал.

Всегда тут плакал он!),

Одел меня, согрел меня

И рядом, недостойного,

С своей особой княжеской

В санях привёз домой!»

(Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)

 

Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. 

 

1. Укажите жанр, к которому относится произведение Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ответ: ___________________________.

 

2. Установите соответствие между персонажами «Кому на Руси жить хорошо» и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

А)  Савелий, богатырь святорусский
Б)  Яким Нагой
В)  Оболт-Оболдуев

1)  «У каждого крестьянина душа, что туча чёрная…»
2)  «Закон  — моё желание! Кулак  — моя полиция!»
3)  «…В двадцати сражениях я был, а не убит!»
4)  «Клеймёный, да не раб!»

 

Ответ: А Б В
       

 

3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Рисуя яркие человеческие ______, Некрасов нередко прибегает к острой, разоблачительной ______ в изображении «людей холопского звания».

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

4.1. Как в приведённом фрагменте реализуется приём саморазоблачения персонажа?

 

4.2. Смешно или грустно слушать рассказ Ипата?

 

На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

5. В каком из произведений отечественной или зарубежной литературы описаны взаимоотношения господ и слуг и в чём эти описания можно сопоставить с приведённым фрагментом «Кому на Руси жить хорошо»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты