Ипат сказал: «Балуйтесь вы! А я князей Утятиных Холоп — и весь тут сказ!» Не может барских милостей Забыть Ипат! Потешные О детстве и о младости, Да и о самой старости Рассказы у него (Придёшь, бывало, к барину. Ждёшь, ждёшь... Неволей слушаешь, Сто раз я слышал их): «Как был я мал, наш князюшка Меня рукою собственной В тележку запрягал; Достиг я резвой младости: Приехал в отпуск князюшка И, подгулявши, выкупал Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет — И водки поднесёт. Клониться стал я к старости. Зимой дороги узкие, Так часто с князем, ездили Мы гусем в пять коней. Однажды князь — затейник же! — И посади фалетуром |
Меня, раба последнего. Со скрипкой — впереди. Любил он крепко музыку. «Играй, Ипат!» А кучеру Кричит: «пошёл живей!» Метель была изрядная, Играл я: руки заняты, А лошадь спотыкливая — Свалился я с неё! Ну, сани, разумеется, Через меня проехали, Попридавили грудь. Не то беда: а холодно. Замёрзнешь — нет спасения. Кругом пустыня, снег... Гляжу на звёзды частые Да каюсь во грехах. Так что же, друг ты истинный? Послышал я бубенчики. Чу, ближе! чу, звончей! Вернулся князь (закапали Тут слёзы у дворового. И сколько ни рассказывал. Всегда тут плакал он!), Одел меня, согрел меня И рядом, недостойного, С своей особой княжеской В санях привёз домой!» |
(Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
Ответами к заданиям 1–3 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их на отдельный чистый лист. Запишите номер задания (1, 2 и т. д.) и ответ на него. Ответы пишите чётко и разборчиво. |
1. Укажите жанр, к которому относится произведение Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ответ: ___________________________.
2. Установите соответствие между персонажами «Кому на Руси жить хорошо» и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
А) Савелий, богатырь святорусский |
1) «У каждого крестьянина душа, что туча чёрная…» |
Ответ: | А | Б | В |
3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Рисуя яркие человеческие ______, Некрасов нередко прибегает к острой, разоблачительной ______ в изображении «людей холопского звания».
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
4.1. Как в приведённом фрагменте реализуется приём саморазоблачения персонажа?
4.2. Смешно или грустно слушать рассказ Ипата?
На отдельном листе запишите номер задания 5. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
5. В каком из произведений отечественной или зарубежной литературы описаны взаимоотношения господ и слуг и в чём эти описания можно сопоставить с приведённым фрагментом «Кому на Руси жить хорошо»?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.