РОДИНА
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(К.М. Симонов, 1941)
Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. |
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Константина Симонова перед читателем предстают картины родной природы. Такие описания обозначаются термином «_____». Патриотизм, любовь к Родине — главная ____ произведения.
Ответ: ___________________________.
7. В четвёртой строфе стихотворения представлены картины родной природы. Каким термином обозначаются подобные описания?
Ответ: ___________________________.
8. Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении «Родина». Номера укажите в порядке возрастания.
1) анафора
2) инверсия
3) градация
4) ирония
5) метафора
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
9.1. Как в стихотворении К. М. Симонова соотносятся образы «малой» и «большой» родины?
9.2. Какую роль в стихотворении играет анафора?
На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
10. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучит патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении К. М. Симонова?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.