Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 11

* * *

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
 
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
 
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
 
Я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

 

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
 
А любил я Россию
всею кровью, хребтом  —
её реки в разливе
и когда подо льдом,
 
дух её пятистенок,
дух её сосняков,
её Пушкина, Стеньку
и её стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
 
И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть малую малость
я России помог.
 
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
 
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня.
 
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
 
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

(Е. А. Евтушенко, 1965)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение Е. А. Евтушенко относится к ____________ как литературному роду и написано трёхсложным размером  — ____________.

Ответ: ___________________________.

 

7. Как называется созвучие концов стихотворных строк (позабудет  — будет; труда  — навсегда и т. п.)?

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  ирония
2)  сравнение
3)  анафора
4)  метафора
5)  гротеск

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. На какие «вечные» вопросы ищет ответы герой произведения Е. А. Евтушенко «Идут белые снеги…»?

 

9.2. В чём своеобразие звучания патриотической темы в стихотворении Е. А. Евтушенко?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. В каком из произведений отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора) звучит тема Родины и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Е. А. Евтушенко «Идут белые снеги…»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты