Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 111

О фатальных датах и цифрах 

Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,
А если в точный срок, — так в полной мере.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере».
 
А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:
«Да не убий!» Убьёшь — везде найду, мол.)
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и чтобы меньше думал.
 
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло.
 
Задержимся на цифре 37! Коварен бог —
Ребром вопрос поставил: или — или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
А нынешние — как-то проскочили.
 
Дуэль не состоялась или — перенесена,
А в тридцать три распяли, но — не сильно,
А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина
Испачкала виски не так обильно.
 
«Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?»
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.
 
На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», —
Укоротить поэта! — вывод ясен, —
И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
 
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился — и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!

(В. С. Высоцкий, 1971)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Особенностью раскрытия темы в стихах Владимира Высоцкого является присутствие _______  — насмешки, употребления слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. С такой насмешки начинается размышление о том, кто такой настоящий поэт: «Кто кончил жизнь трагически  — тот истинный поэт». Насмешка звучит и в ______ вопросе — вопросе, не требующем ответа: «Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?»

Ответ: ___________________________.

 

7. Укажите род литературы, к которому относится стихотворение В. С. Высоцкого.

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных В. С. Высоцким в своём стихотворении. Номера укажите в порядке возрастания.

1)  риторический вопрос
2)  метонимия
3)  метафора
4)  эпитет
5)  неологизм

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. Что, по мысли В. С. Высоцкого, в действительности предопределяет трагизм судеб поэтов?

 

9.2. Какую роль в раскрытии темы стихотворения В. Высоцкого играет ирония?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором звучат размышления о трудной миссии поэта. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении В. Высоцкого?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты