ШЁЛ СНЕГ…
Шёл снег: неспешно и торжественно –
такой воздушный, лёгкий, женственный.
Нет, он не шёл – он снисходил
до нас. А мы глазами хлопали,
любуясь медленными хлопьями,
представив счастье впереди.
Звон колокольный звал к заутрене,
земля, снежинками припудрена,
собой являла чистоту.
А мы стояли ошарашенно,
забыв про серость дня вчерашнего,
поверив в светлую мечту.
Неповторимые и разные
мы так похоже верим в праздники,
но чаще ждём их по весне.
И вдруг, нежданно и нечаянно,
восторг души сменил отчаянье...
А ведь всего-то – выпал снег!
(В. Н. Соколов, 1968)
Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. |
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Следуя традициям Тютчева и Фета, В. Н. Соколов показывает единение человека и природы. Природа отражается на внутреннем состоянии ___________ героя. Важную роль в раскрытии художественного замысла играет скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. Пример такого сравнения — «земля, снежинками припудрена». Это ______.
Ответ: ___________________________.
7. В каждой строфе стихотворения можно заметить повторяющееся одинаковое или сходное звучание концов двух стихотворных строк (хлопали — хлопьями; заутрене — припудрена и т. п.). Назовите термин, которым обозначается такое созвучие строк.
Ответ: ___________________________.
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) эпитет
2) анафора
3) оксюморон
4) инверсия
5) метафора
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
9.1. Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека?
9.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
10. Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором показано благотворное влияние природы на человека. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении В. Соколова?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.