Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 21

***

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
 
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
 
Когда студеный ключ играет по оврагу 
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
 
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...

(M. Ю. Лермонтов, 1837)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Как и любое произведение, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет определённое построение  — _______. Фрагмент стихотворного текста из нескольких строк, объединенных ритмически и рифмой, составляющих единое целое, называют _____.

Ответ: ___________________________.

 

7. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  олицетворение
2)  анафора
3)  гротеск
4)  сравнение
5)  эпитет

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

 

9.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют эпитеты?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена тема духовной связи человека и природы. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Лермонтова?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты