РАССВЕТ
Видали ль вы рассвета час
За ночью тёмной и ненастной?
Давно уж буря пронеслась,
Давно уж смолкнул гул ужасный,
Но всё кругом ещё хранит
Тяжёлый след грозы нестройной,
Всё ждёт чего-то и молчит!..
Всё полно мысли беспокойной.
Но вот у тучи роковой
Вдруг прояснился угол белый;
Вот за далёкою горой
С востока что-то заалело;
Вон там повыше брызнул свет.
Он вновь исчезнет ли за тучей
Иль станет славный и могучий
Среди небес?..
Ответа нет...
Но звук пастушеской свирели
Уж слышен в тишине полей,
И воздух кажется теплей,
И птички ранние запели.
Туманы, сдвинувшись сперва,
Несутся, ветром вдаль гонимы.
Теперь таков наш край родимый,
Теперь Россия такова.
(А. Н. Апухтин, 1858)
Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. |
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Противоречивость образа Родины А. Н. Апухтин показывает, прибегая к приему ______. Россия, подобно природе, многолика, и от этого не менее любима и привлекательна для ________героя стихотворения «Рассвет».
Ответ: ___________________________.
7. Как называется вопрос, не требующий ответа («Он вновь исчезнет ли за тучей / Иль станет славный и могучий / Среди небес?..»)?
Ответ: ___________________________.
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).
1) анафора
2) эпитет
3) инверсия
4) звукопись
5) оксюморон
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
9.1. Как в стихотворении А. Н. Апухтина «Рассвет» раскрывается патриотическая тема?
9.2. Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?
На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
10. Назовите стихотворение отечественного поэта, в котором звучит патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Н. Апухтина?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.