* * *
У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Всё, что было его, — нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Всё для вас. Посвящается вам.
(Б. Ш. Окуджава, 1986)
Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. |
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Б. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ___________. Как правило, произведения этого литературного рода характеризуются созвучием концов стихотворных строк, называемым ______.
Ответ: ___________________________.
7. Назовите род литературы, к которому относится произведение Б. Ш. Окуджавы.
Ответ: ___________________________.
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) неологизм
2) гротеск
3) инверсия
4) анафора
5) метафора
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
9.1. Как в стихотворении Б. Ш. Окуджавы раскрывается тема взаимоотношений поэта и потомков?
9.2. Как в стихотворении Б. Окуджавы метафоры помогают передать идею произведения?
На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
10. В каком произведении отечественной поэзии звучит тема творчества и творца и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Б. Ш. Окуджавы «У поэта соперников нету…»?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.