Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 40

* * *

У поэта соперников нету  —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас  — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас  — за себя.

Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.

То ли мёд, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Всё, что было его,  — нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Всё для вас. Посвящается вам.

(Б. Ш. Окуджава, 1986)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение Б. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ___________. Как правило, произведения этого литературного рода характеризуются созвучием концов стихотворных строк, называемым ______.

Ответ: ___________________________.

 

7. Назовите род литературы, к которому относится произведение Б. Ш. Окуджавы.

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  неологизм
2)  гротеск
3)  инверсия
4)  анафора
5)  метафора

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. Как в стихотворении Б. Ш. Окуджавы раскрывается тема взаимоотношений поэта и потомков?

 

9.2. Как в стихотворении Б. Окуджавы метафоры помогают передать идею произведения?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. В каком произведении отечественной поэзии звучит тема творчества и творца и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Б. Ш. Окуджавы «У поэта соперников нету…»?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты