Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Литература / 06-10 задание / 86

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
 
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
 
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

(Н. Заболоцкий, 1957)

 

Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр.

 

6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Художественный образ в стихотворении Н. Заболоцкого «Сентябрь» создаётся с помощью образных определений, называемых ____________, и ______________  — скрытых сравнений.

Ответ: ___________________________.

 

7. Вторая строфа стихотворения строится на противопоставлении «тумана и морока» и «первого луча». Противопоставленными оказываются также первая и вторая строфы (не случаен на их стыке союз «но»). Как по-другому называется в литературоведении противопоставление, контраст?

Ответ: ___________________________.

 

8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в первой строфе стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.  метонимия
2.  олицетворение
3.  гипербола
4.  эпитет
5.  литота

Ответ: ___________________________.

 

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1. Какой рисуется природа в стихотворении Н. Заболоцкого «Сентябрь»?
 

9.2. Как в стихотворении Н. Заболоцкого «Сыплет дождик большие горошины» эпитеты помогают создать художественный образ?

 

На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

10. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Заболоцкого?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты