На меня нацелилась груша да черёмуха —
Силою рассыпчатой бьёт в меня без промаха.
Кисти вместе с звёздами, звёзды вместе с кистями, —
Что за двоевластье там? В чьём соцветьи истина?
С цвету ли, с размаха ли — бьёт воздушно-целыми
В воздух, убиваемый кистенями белыми.
И двойного запаха сладость неуживчива:
Борется и тянется − смешана, обрывчива.
(О. Э. Мандельштам, 1937)
Ответами к заданиям 6–8 являются одно или два слова или последовательность цифр. |
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение О. Э. Мандельштама относится к такому роду литературы, как _________. В первой строфе стихотворения художественный образ создаётся с помощью _____.
Ответ: ___________________________.
7. Укажите термин, обозначающий созвучие концов стихотворных строк (черёмуха — без промаха; с кистями — истина и т. п.).
Ответ: ___________________________.
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) метафора
2) риторический вопрос
3) анафора
4) повтор
5) инверсия
Ответ: ___________________________.
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер на отдельном листе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
9.1. Как в стихотворении О. Э. Мандельштама отразилось своеобразие авторского восприятия мира природы?
9.2. Какова роль олицетворения в стихотворении Осипа Мандельштама «На меня нацелилась груша да черёмуха»?
На отдельном листе запишите номер задания 10. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. |
10. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором описано наступление весны. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении О. Э. Мандельштама?
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.