История человечества свидетельствует, что обществам не страшны никакие перемены и потрясения, пока они сплочены и воодушевлены основополагающей идеей развития. Наличие устойчивой ценностной системы, являющейся основой социальных взаимодействий, наличие выстроенной, непротиворечивой системы представлений о целях и перспективах общественного развития – все эти условия необходимы для поддержания стабильности социальных систем. Кризис смыслов и разлад ценностей губителен для общества, так как дезориентирует его членов, лишает людей духовной опоры.
Но к процессу приобщения субъекта к культуре и опыту человечества, как известно, прямое отношение имеет социализация. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникациям и научению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из агентов социализации
(например, СМИ) действуют в течение всей жизни, формируя ценности индивида, другие агенты (например, семья, школа, группа ровесников, рабочие коллективы) – на отдельных стадиях жизни.
Важная роль образования заключается, прежде всего, в определении содержания социализации ребенка (подростка, юноши) и последующем приобщении его к той части человеческой культуры, элементы которой актуализованы в жизни конкретного социума как положительные социально- значимые ценности и моральные нормы Освоение социально-исторического опыта человечества является показателем уровня социализованности личности.
(По Ю.И. Аверьянову)
17. Какое определение понятия «социализация» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, кризис смыслов и разлад ценностей губителен для общества? (Укажите две причины.) В чём, по мнению автора, заключается важная роль образования? (Укажите две позиции).
18. Автор пишет о приобщении субъекта к культуре. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «культура».
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Автор упоминает агентов социализации, которые формируют духовные ценности индивида. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера (ситуации) влияния любых трёх агентов социализации на формирование духовных ценностей ребёнка.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание возникновения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о функциях морали и моральных норм в обществе.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.