Постановка звания судьи, пределы свободы его самодеятельности, обязательные правила его действий и нравственные требования, предъявляемые к нему, дают ясную картину состояния уголовного правосудия в известное время и в известном месте.
То, что называется «судейской совестью», есть сила, поддерживающая судью и вносящая особый, возвышенный смысл в творимое им дело.
На различных ступенях уголовного процесса, исследуя преступление и связывая с ним личность содеятеля, оценивая его вину и прилагая к ней мерило уголовной кары, наблюдая, чтобы эта оценка была совершена по правилам, установленным для гарантии как общества, так и подсудимого, судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела. <...>
К судье следует предъявлять высокие требования не только в смысле знания и умения, но и в смысле характера, однако требовать от него героизма невозможно. Отсюда необходимость оградить его от условий, дающих основание к развитию в нём малодушия и вынужденной угодливости. Отсюда несменяемость судьи, дающая честному, строго исполняющему свои обязанности человеку безупречного поведения возможность спокойно и бестрепетно осуществлять свою судейскую должность.
Можно с полным основанием сказать, что не область вывода о виновности из обстоятельств дела, а именно область применения закона есть та, в которой наиболее осязательно и нравственно-ободрительно может проявляться самостоятельность судьи и независимость его от нагнетающих его совесть обстоятельств.
Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастною регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и, наряду с предписаниями положительного закона, руководиться безусловными и вечными требованиями человеческого духа.
Нравственный долг судьи – не идти слепо по пути «собственного сознания», хотя бы наш старый закон в XV томе свода и считал его «лучшим доказательством всего света» и хотя бы оно подтверждалось внешними обстоятельствами дела, – а свободно, вдумчиво и тревожно исследовать, в чём кроется истинный источник этого доказательства.
А в ней [самодеятельности] и в «святом беспокойстве» об исполнении своих обязанностей во всю меру своего судейского долга и своих сил – залог правосудия и нравственного бодрствования судьи, ограждающего его от впадения в рутину и безразличие.
(А.Ф. Кони)
17. Почему автор считает важным принцип несменяемости судей? Чем, кроме буквы закона, должен, по мнению автора, руководствоваться судья при вынесении приговора? В чём автор видит нравственный долг судьи?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «преступление»;
– объясните связь между обстоятельствами преступления и уголовным наказанием.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни,
проиллюстрируйте примерами три любых принципа судопроизводства в Российской Федерации.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание возникновения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли судебной власти в правовом государстве.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.