Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Обществознание / 17-20 задание (24) / 64

          Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.
          Авторитарный лидер, в отличие от демократического, сосредотачивает в руках максимум власти. Он единолично определяет стратегию и тактику поведения группы, составляет планы; только он один осведомлён о последовательности предпринимаемых действий, он диктует задания и регулирует структуру взаимоотношений членов группы.
          Он один является во всех случаях конечной инстанцией, верховным судьёй, источником поощрений и наказаний. Отсюда следует, что судьба каждого участника группы находится в руках лидера...
          Авторитарный лидер поощряет раздробленность групповой структуры, что позволяет сводить к минимуму контакты между членами группы и организовать коммуникативные каналы таким образом, чтобы все они проходили через лидера или контролировались им...
          Следствием авторитарного стиля лидерства может быть междоусобная борьба за власть и соперничество между участниками группы. Такая атмосфера создаёт предпосылки для фрустрации и агрессивности, приводит к внутригрупповым конфликтам и, при определённых условиях, к распаду групп.
          Демократичный лидер стремится к максимально возможному вовлечению членов группы в координированную деятельность и совместное определение групповых целей. Он стремится передоверить ответственность, а не сконцентрировать её в одних руках. Он поощряет и укрепляет межличностные связи, старается ликвидировать внутригрупповые напряжения и конфликты, препятствует возникновению иерархических структур...
          Есть достаточно данных о том, что люди положительно воспринимают авторитарное руководство, когда они ощущают эмоциональную неустойчивость или оказываются в двусмысленной или критической социальной ситуации.

(Ю.Н. Емельянов )

 

17. Что, по мнению автора, является отличительными чертами демократического стиля лидерства? Укажите две любые черты, обозначенные автором. В каких случаях люди положительно воспринимают авторитарное лидерство? Какие возможные негативные последствия авторитарного лидерства отмечает автор? Укажите два любых последствия, обозначенных автором.

 

18.В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «политическая власть»;
– объясните связь между политической властью и политическим лидерством.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

 

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три функции политического лидерства.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание возникновения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

20. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения существования политической элиты в современном обществе.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты