Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Русский / 01-03 задание / 22

      Что такое Кижи?
      Две многоглавые церкви, отделенные одна от […] колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.
      Здесь, берега во тьме раскинув,
      Спит озеро, глаза смежив.
      Напевною загадкой линий,
      Как чудо светлое России,
      В Онеге плавают Кижи.
      Юрий Адрианов.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами  — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
      Преображенская церковь  — памятник русской воинской славы. Она была построена в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведские захватчики постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного населения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около сорока метров.
      Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фрески в деревянном храме занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны, голосисты по своим краскам.
      Кижи  — это величавая поступь петровских ратников.
      Кижи  — завещание потомкам, наказ любить свою страну.
      Кижи  — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

по Е. И. Осетрову

 

1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: ___________________________.

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ГЛАВА. То же, что голова (в 1 знач.) (устар. и высок.). Склонить главу.
2) МНОЖЕСТВО. В математике совокупность элементов, объединённых по какому-то признаку. Теория множеств.
3) ПАМЯТНИК. Скульптурное или архитектурное сооружение в память чего-либо. Памятник Пушкину.
4) МЕСТО. Отдельная вещь багажа, груза. Сдать в багаж пять мест
5) ПОСТУПЬ. Походка, манера ступать. Величавая поступь. Мерная поступь.

Ответ: ___________________________.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование.
2) Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность  — основные черты текста публицистического стиля.
3) Средства эмоционального воздействия, употребляемые в тексте, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи (эпитеты: «заоблачные выси», «художественное прошлое»; метафоры: «эхо русского народа» и т. д.) с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование.
4) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора  — сообщить информацию, имеющую практическое значение.

Ответ: ___________________________.

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты