Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Русский / 01-03 задание / 72

         По определению, стихийные бедствия – это природные явления или процессы, вызывающие катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.
         В общем, это те капризы природы, что в мгновение ока могут разрушить наше жилище и лишить нас жизни. Одним словом, стихийные бедствия!
         Впрочем, с первой составляющей данного понятия я бы поспорил. Бедствия – это да. Но стихийные? Не такие уж стихийные эти стихийные бедствия. Если разобраться.
         Большинство природных катаклизмов в первую очередь обусловлены климатогеографическим местоположением города, посёлка или деревни. <…> населённый пункт располагается не где-нибудь вообще, а на очень конкретном участке местности с его геологическими, топографическими, гидрологическими, сейсмическими и прочими особенностями. Это только географическая карта имеет неизменно плоский, не подверженный никаким изменениям вид. Лежит себе и лежит. Неожиданный буран её двухметровым слоем снега не заваливает, ураганный ветер в клочки не рвёт, землетрясение не трясёт, паводок не заливает. Это как фотография человека, на которой события, каждый день происходящие с её оригиналом, никак не отражаются.
         А вот характер местности – это уже информация.
         Если ваш город находится в сейсмоопасной зоне и вы знаете, что лет сто назад здесь под руинами погибли несколько тысяч человек, то почему от того же самого застрахованы вы? А если рядом расположен вулкан? Или над жилыми кварталами навис грозящий оползнем склон? Или под городом существуют гигантские пустóты?..

(По А. Ильину)

 

1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) абзаце текста.

Ответ: ___________________________.

 

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) УЧАСТОК. Область, отрасль какой-нибудь общественной деятельности. Важный у. работы.
2) КАРТА. Бланк для заполнения какими-нибудь сведениями. Санаторная к.
3) ВИД. Внешность, видимый облик; состояние. Здоровый в. В исправленном виде.
4) ОТРАЖАТЬСЯ. Получать, давать изображение на гладкой поверхности. В воде отразился лунный свет.
5) ХАРАКТЕР. Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Затяжной х. болезни.

Ответ: ___________________________.

 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Автор использует разговорные и просторечные слова и выражения (природные, ситуации, происходящие), придающие тексту непринуж- дённую тональность.
2) Текст ориентирован на узких специалистов в научной сфере, поэтому характеризуется обилием терминов и терминологических сочетаний (буран, руинами, пустóты).
3) Выразительность текста обеспечивается использованием вопросительных предложений, парцелляции, однородных членов предложения.
4) В тексте активно используются не только средства письменного языка (отглагольные имена существительные: нарушением, разрушением; причастия: вызывающие, обусловлены), но и элементы устной речи (фразеологизм: в мгновение ока; разговорные выражения: лежит себе и лежит; неполные предложения: Но стихийные?), поскольку цель автора – привлечь внимание массового читателя к важной проблеме защиты от стихийных бедствий.
5) Текст относится к официально-деловому стилю и содержит руководство, как вести себя в случае стихийного бедствия.

Ответ: ___________________________.

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты