Экзаменационный (типовой) материал ЕГЭ / Русский / 22-26 задание / 83

        (1)Деньги кончились неожиданно. (2)Ещё вчера Анну Вячеславовну радовал приятный шорох купюр в видавшем виды портмоне, а сегодня она смогла обнаружить только мятую пятидесятирублёвку. (3)До пенсии оставалось больше недели.
        (4)Она присела на диван и обвела взглядом гостиную. (5)Следовало что-то продать из содержимого большой, внушающей почтение горки. (6)Сын просил никогда этого не делать, сразу обращаться к нему, но Анна Вячеславовна была уверена, что он и не заметит отсутствия какой-нибудь изящной чашки.
        (7)Анна Вячеславовна выбрала статуэтку давнишнего немецкого производства, потом отправилась в комиссионный магазин, к счастью, расположенный совсем недалеко. (8)Её ждало разочарование. (9)Слово-охотливая владелица обвела рукой сплошь заставленные статуэтками и хрусталём полки, вздохнула и сказала, что взять что-то «в деньги» не получится, об этом не может быть и речи, только на комиссию, да и то неизвестно, когда всё это продастся, спрос в последнее время резко упал. (10)В утешение она дала Анне Вячеславовне телефон какого-то антиквара, который может купить всё за живые деньги, но, конечно, дешевле.
        (11)Дома Анна Вячеславовна после некоторого раздумья набрала записанный номер. (12)Голос в телефонной трубке внушал доверие. (13)Он выслушал Анну Вячеславовну, записал адрес и пообещал подъехать сегодня же. (14)Антиквар оказался сравнительно молодым человеком приятной наружности, располагающим к себе. (15)«Ну, показывайте, что у вас тут есть», – по-хозяйски огляделся он. (16)Анна Вячеславовна показала статуэтку. (17)«А вот там и там у вас еще что?» – стал спрашивать тот. (18)Анна Вячеславовна заикнулась было, что ничего больше она продавать не собирается, ей бы только до пенсии дожить. (19)«А перед следующей пенсией снова мне позвоните? (20)Давайте создадим задел, чтоб у вас был небольшой капитал на чёрный день», – молодой человек звучал убедительно. (21)К тому же Анна Вячеславовна чувствовала, как на неё накатывает усталость, сил сопротивляться не было.
        (22)«Вот за это всё – пятнадцать тысяч триста рублей, – сказал он. – (23)Я даю самую лучшую цену, спросите у кого хотите». (24)Чтобы немного выгадать время на размышление, Анна Вячеславовна предложила молодому человеку чаю.
(25)Пока они пили чай, она рассказывала ему свою жизнь. (26)Молодой человек слушал внимательно.
        (27)Хотелось вспоминать и вспоминать. (28)Молодой статный Алёша в ладно сидящей военной форме с боевыми наградами, поэт Константин Симонов с седыми висками и умными, немного грустными глазами, и рядом худенькая девчонка-блокадница. (29)«И что потом?» – спросил молодой человек. (30)«Алёша попросил его на книге расписаться. (31)А тот, как узнал, что его зовут Алёша, написал: (32)Ты, конечно, помнишь, Алёша, дороги войны… (33)Счастья тебе в мирной жизни! (34)На меня посмотрел и хитро так подмигнул». (35)Молодой человек заинтересовался. (36)«А увидеть автограф Симонова можно?» (37)Анна Вячеславовна достала тоненький ветхий сборник на жёлтой бумаге, старательно упакованный в пластиковый пакет, осторожно вынула и раскрыла первую страницу. (38)Молодой человек внимательно разглядывал симоновский автограф. (39)«Добавлю за это тысячу двести, всего будет шестнадцать с половиной», – произнёс он. (40)«Что вы, что вы, – замахала руками Анна Вячеславовна, – это не продаётся». (41)Молодой человек не стал настаивать.
        (42)Он попросил пачку старых газет и принялся паковать вещи. (43)Анне Вячеславовне хотелось, чтобы он поскорее ушёл, и отчего-то было стыдно.
(44)«Да, вы знаете, – сказал молодой человек. – у меня есть друг, он фанат Симонова, трясётся над каждой его строчкой. (45)Можно я возьму у вас книжечку на пару дней, другу покажу. (46)Через два дня верну. (47)Коллекционеры, они, знаете, сумасшедшие люди». (48)Анна Вячеславовна хотела отказать, но язык не повернулся. (49)Человек ведь действительно любит Симонова, ему важно этот автограф увидеть своими глазами. (50)Молодой человек расценил молчание как согласие и быстро сунул книжку в сумку.
        (51)Через два дня он не появился. (52)На пятый день Анна Вячеславовна позвонила ему сама. (53)«Я в командировке, – ответил молодой человек. – (54)Приеду через два дня – и сразу к вам с книжкой». (55)После этого разговора прошла неделя. (56)Анна Вячеславовна позвонила ещё раз. (57)«Да-да, я всё помню, – ответил молодой человек. – (58)Завтра я у вас». (59)Так продолжалось с месяц. (60)В конце концов молодой человек предложил заменить утраченную книжку собранием сочинений Симонова. (61)«Ну как вы не понимаете, – чуть не плакала Анна Вячеславовна, – там же автограф Симонова. (62)Алёше. (63)Это для меня так важно». (64)Молодой человек помолчал в трубку. (65)«Это всего лишь книга, – сказал он. – (66)Стихи Симонова вы найдёте в любом другом издании, и в Интернете их полно. (67)А автограф, ну что автограф. (68)Всего лишь несколько слов, написанных давно умершим человеком. (69)У него даже могилы нет, прах по полю развеяли. (70)Ну, извините, так получилось». (71)После этого он перестал отвечать на звонки.
        (72)Анна Вячеславовна прожила ужасный месяц. (73)Её мучила совесть, она чувствовала себя предательницей – по отношению к Алёше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим. (74)Скоро она слегла и больше уже не вставала. (75)Сын приехал проведать заболевшую мать и совершенно не заметил изрядно опустевшей горки. (76)А про автограф Симонова Анна Вячеславовна ему не сказала. (77)Потому что это сына не касалось. (78)Это касалось только её и Алёши, с которым ей скоро предстояло увидеться.

(По Н.С. Литвинец*)

*Нина Сергеевна Литвинец (род. в 1947 г.) – российская писательница,литературовед, переводчик.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Анна Вячеславовна была постоянной посетительницей комиссионного магазина.
2) Героиня была готова продать как можно больше вещей, чтобы создать «небольшой капитал на чёрный день».
3) Молодой человек пренебрёг тем, что автограф Симонова был ценен для пожилой женщины.
4) Героиня во время войны жила в блокадном Ленинграде.
5) Анна Вячеславовна боялась своего сына.

Ответ: ___________________________.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 9 указана причина того, о чём говорится в предложении 8.
2) Предложение 14 содержит описание.
3) В предложениях 37, 38 представлено рассуждение.
4) В предложениях 66–69 представлено повествование.
5) Предложение 73 поясняет, раскрывает содержание предложения 72.

Ответ: ___________________________.

 

24. Из предложений 74–78 выпишите один фразеологизм.

Ответ: ___________________________.

 

25. Среди предложений 11–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ___________________________.

 
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

26. «Н.С. Литвинец создаёт образ доверчивой и беззащитной женщины, столкнувшейся с циничным миром, противостоять которому она не может. На языковом уровне это подчёркнуто с помощью такого приёма, как (А)__________ (предложения 2, 48, 73). При этом писательница старается не навязывать читателю оценок изображаемого, поэтому будто бы сухо воспроизводит особую форму речи, такую как (Б)__________ (39–40, 61–70). Речь и повествователя, и героев безыскусна, приближена к бытовой, поэтому мы почти не замечаем тропов, таких как (В)__________ (“заставленные… хрусталём” в предложении 9) и (Г)__________ (“накатывает усталость” в предложении 21, “мучила совесть” в предложении 73), что заставляет воспринять поведанную историю как часть нашей повседневной жизни, позволяет сделать трагедию героини близкой каждому читателю».

Список терминов
1) книжная лексика
2) метафора
3) анафора
4) синтаксический параллелизм
5) эпитет
6) диалог
7) антитеза
8) градация
9) метонимия
 

Ответ: А Б В Г
         

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты