Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 01-02 задание / 36

             <...> мы засиделись у майора С*** очень долго; разговор, против обыкновения, был занимателен. Рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, многих поклонников; каждый рассказывал разные необыкновенные случаи pro или contra1.
             — Всё это, господа, ничего не доказывает,  — сказал старый майор,  — ведь никто из вас не был свидетелем тех странных случаев, которыми вы подтверждаете свои мнения.
             — Конечно, никто!  — сказали многие,  — но мы слышали от верных людей...
             — Всё это вздор!  — сказал кто-то,  — где эти верные люди, видевшие список, на котором означен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчёт в наших поступках?
             В это время один офицер, сидевший в углу комнаты, встал и, медленно подойдя к столу, окинул всех спокойным и торжественным взглядом. Он был родом серб, как видно было из его имени.
             Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его,  — всё это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.
             Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.
             Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство. Рассказывали, что раз, во время экспедиции, ночью, он на подушке метал банк; ему ужасно везло. Вдруг раздались выстрелы, ударили тревогу, все вскочили и бросились к оружию. «Поставь ва-банк»!  — кричал Вулич, не подымаясь,одному из самых горячих понтёров.  — «Идёт семёрка»,  — отвечал тот, убегая. Несмотря на всеобщую суматоху, Вулич докинул талью; карта была дана.
             Когда он явился в цепь, там была уж сильная перестрелка. Вулич не заботился ни о пулях, ни о шашках чеченских: он отыскивал своего счастливого понтёра.
             — Семёрка дана!  — закричал он, увидав его наконец в цепи застрельщиков, которые начинали вытеснять из лесу неприятеля, и, подойдя ближе, он вынул свой кошелёк и бумажник и отдал их счастливцу, несмотря на возражения о неуместности платежа.
<...>
             Когда поручик Вулич подошёл к столу, то все замолчали, ожидая от него какой-нибудь оригинальной выходки.
             — Господа!  — сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного),  —господа, к чему пустые споры? Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута... Кому угодно?
             — Не мне, не мне!  — раздалось со всех сторон,  — вот чудак! придёт же в голову!..
             — Предлагаю пари,  — сказал я шутя.
             — Какое?
             — Утверждаю, что нет предопределения,  — сказал я, высыпая на стол десятка два червонцев, всё, что было у меня в кармане.
             — Держу,  — отвечал Вулич глухим голосом.

 

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.

 

1.1. Почему общество, собравшееся у полковника С***, ожидает от Вулича «какой-нибудь оригинальной выходки»?


1.2. Какую роль в приведённом эпизоде играет описание внешности Вулича?

 

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

 

2.1. Значение образа Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

2.2. Как в приведённом стихотворении раскрывается мысль о связи человека с природой?

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты