Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 01-02 задание / 74

            Казбич молчал.
            — В первый раз, как я увидел твоего коня,  — продолжал Азамат,  — когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из- под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор всё мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утёсе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить.
            — Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его!  — сказал Азамат дрожащим голосом.
            Мне послышалось, что он заплакал <…>
            В ответ на его слёзы послышалось что-то вроде смеха.
            — Послушай!  — сказал твёрдым голосом Азамат.  — Видишь, я на всё решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поёт! А вышивает золотом  — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха... Хочешь, дождись меня завтра ночью там, в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул,  — и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?
            Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

            Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:
            — Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трёх шагах он тебя сбросит, и ты разобьёшь себе затылок об камни.
            — Меня?  — крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об плетень так, что плетень зашатался.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.

 

1.1. Какую роль в приведенном фрагменте поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» играет прием антитезы?


1.2. В чем состоят принципиальные различия взглядов на жизнь автора и его героя?

 

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

 

2.1. Выберите другой фрагмент поэмы с участием Чичикова. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.

 

2.2. Выберите другой фрагмент поэмы, в котором Чичиков оказывается в неловкой ситуации. Проанализируйте поведение героя в сложившихся условиях.

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты