Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 03-04 задание / 44

***

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

С. А. Есенин, 1918

 

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

 

3.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?

 

3.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?

 

На отдельный лист запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

 

4. Сопоставьте есенинское стихотворение со стихотворением Н. М. Рубцова «Прекрасно небо голубое...». Какие мотивы и образы указывают на идейную близость двух произведений?

***

Прекрасно небо голубое!
Прекрасен поезд голубой!
— Какое место вам?  — Любое.
Любое место, край любой.

Ещё волнует всё, что было.
В душе былое не прошло.
Но слишком дождь шумел уныло,
Как будто всё произошло.

И без мечты, без потрясений
Среди одних и тех же стен
Я жил в предчувствии осеннем
Уже не лучших перемен.

— Прости,  —сказал родному краю,  —
За мой отъезд, за паровоз.
Я несерьёзно. Я играю.
Поговорим ещё всерьёз.

Мы разлучаемся с тобою,
Чтоб снова встретиться с тобой.
Прекрасно небо голубое!
Прекрасен поезд голубой!

Н. М. Рубцов, 1966

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты