Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Ф. И. Тютчев, 1849
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста. |
3.1. Как в стихотворении Ф. И. Тютчева передано постепенное нарастание грозового напряжения?
3.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет олицетворение?
На отдельный лист запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов. |
4. Сопоставьте стихотворение А. А. Фета «Ещё весна, — как будто неземной...» с приведённым ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко...». Какие чувства и мысли сближают лирических героев этих произведений?
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. А. Фет, 1857
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.