Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг,-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней,-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
(А. А. Блок, 1916)
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста. |
3.1. Почему это стихотворение, с вашей точки зрения, называется «Коршун»?
3.2. Вопросы, которые во все времена сохраняют свое значение и актуальность, никогда не получая однозначного разрешения, называют еще «вечными». Можно ли вопросы, которыми стихотворение заканчивается, отнести к разряду «вечных»?
На отдельный лист запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов. |
4. Сопоставьте стихотворение А. Блока со стихотворением Б. Окуджавы «Примета». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Если ворон в вышине,
дело, стало быть, к войне.
Чтобы не было войны,
надо ворона убить.
Чтобы ворона убить,
надо ружья зарядить.
А как станем заряжать,
всем захочется стрелять.
Ну а как стрельба пойдет,
пуля дырочку найдет.
Ей не жалко никого,
ей попасть бы хоть в кого,
хоть в чужого, хоть в свово...
Во, и боле ничего.
Во, и боле ничего.
Во, и боле никого.
Кроме ворона того:
стрельнуть некому в него.
Б. Окуджава «Примета»
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.