Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 03-04 задание / 75

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора  —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё  — простор везде,  —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь  —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев, 1857

 

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

 

3.1. В чём заключается для лирического героя очарование «дивной поры», описанной в стихотворении?

 

3.2. Какую роль в приведённом стихотворении Ф. И. Тютчева играет приём противопоставления?

 

На отдельный лист запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

 

4. Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» с приведённым ниже cтихотворением А. А. Фета «Ласточки пропали…». Какие мотивы и образы сближают данные стихотворения?

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь  — поневоле
Тяжело  — хоть плачь!
Смотришь  — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

А. А. Фет, 1847

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты