Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста. |
3.1. Почему, описывая утёс, лирический герой говорит о нём во 2-м лице — «ты», «наш»?
3.2. Какую роль приём антитезы играет в данном стихотворении?
На отдельный лист запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов. |
4. Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева «Море и утёс» с приведённым ниже стихотворением Н. М. Языкова «Пловец». Какие идеи и образы сближают эти стихотворения?
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила –
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С рёвом, свистом, визгом, воем
Бьёт в утёс береговой,–
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв...
Стой же ты, утёс могучий!
Обожди лишь час-другой –
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой...
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она –
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна...
(Ф. И. Тютчев, 1848)
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.