Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Литература / 03-04 задание / 87

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налёте.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.

И во всём этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастёрки моей.

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке
Речка травы прядёт,
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт.

Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев, наконец?

Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен.
Было всё на кону.

Неужели до осени
Был за ним уже Дон,
И хотя бы колёсами
К Волге вырвался он?

Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мёртвому – как?

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали.
Но она – спасена.

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мёртвых проклятье –
Эта кара страшна.

(А. Т. Твардовский, 1946)

 

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2.
На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.

 

3.1. Какие чувства определяют общее эмоциональное звучание приведённого стихотворения Б. Ш. Окуджавы?

 

3.2. Какую роль в стихотворении играет контраст?

 

На отдельный лист запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

 

4. Сопоставьте стихотворение Б. Ш. Окуджавы с приведённым ниже фрагментом стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». В чём состоит близость тематики и образов двух стихотворений?

***

А мы с тобой, брат, из пехоты.
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счёты...
Бери шинель –
пошли домой.

Война нас гнула и косила.
Пришёл конец и ей самой.
Четыре года мать без сына...
Бери шинель –
пошли домой.

Мы все – войны шальные дети:
И генерал, и рядовой.
Опять весна на белом свете...
Бери шинель –
пошли домой…

К золе и пеплу наших улиц
опять, опять, товарищ мой,
скворцы пропавшие вернулись...
Бери шинель –
пошли домой…

А ты с закрытыми очами
спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
бери шинель –
пошли домой.

Что я скажу твоим домашним?
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днём вчерашним?..
Бери шинель –
пошли домой.

(Б. Ш. Окуджава, 1975)

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты