Ты видел деву на скале
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Её всечасно блеском алым
И ветер бился и летал
С её летучим покрывалом?
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури
(А. С. Пушкин, 1825)
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста. |
3.1. Какие чувства вызывает у поэта мир людей?
3.2. Как композиция стихотворения помогает раскрытию авторского замысла?
На отдельный лист запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов. |
4. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Люди и волны» с приведённым ниже стихотворением А. С. Пушкина «Буря». В чём схоже и чем различается изображение моря в этих произведениях?
Волны катя́тся одна за другою
С плеском и шумом глухим,
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их неволя и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души… и что же? –
Души в них волн холодней!
(М. Ю. Лермонтов, 1830—1831)
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.