Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системе ценностей, норм, установок. Социализация включает в себя две противоположные тенденции: с одной стороны, унификацию, то есть стремление индивида быть как все, овладение принятыми способами общения и деятельности, с другой, индивидуализацию, то есть стремление индивида к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов социальной активности.
На социализацию воздействуют различные факторы.
Важнейшим фактором социализации остаётся семья. Однако исследователи считают, что в современном обществе роль семьи в процессе социализации может уменьшаться, а роль других организаций (например, образовательных) и общественных структур (например, средств массовой информации) возрастать. Когда время контакта родителей с детьми уменьшается и на воспитание детей остаётся «свободное от работы время», авторитет разделяется между родителями и социализирующими инстанциями.
Важную роль в социализации играют «отношения равенства» – включение в «группы равных» (то есть приятелей и друзей одной возрастной группы). Обучение в школе является необходимым моментом воспитания, так как индивидуальное обучение не даёт тех навыков социализации, которые приобретаются в коллективе. Существенным моментом социализации личности является умение самостоятельно обеспечивать свои многообразные потребности, поэтому трудовая деятельность, или труд, также является одним из факторов, участвующих в социализации.
(по Л.Б. Черноскутовой)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какие противоположные тенденции, по мнению авторов, включает процесс социализации? (Укажите две тенденции.) Какое изменение роли семьи в процессе социализации в современном мире выделяет автор? В чём видит автор преимущество обучения в школе как фактора социализации над индивидуальным обучением?
23. Как авторы объясняют, почему обучение в школе является необходимым моментом воспитания? Приведите два примера влияния на личность в процессе социализации образовательных организаций. В каждом примере поясните, какие качества личности формируются в результате этого влияния.
24. Автор считает, что важнейшим фактором социализации остаётся семья. Используя личный опыт и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку мнения автора.
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.