Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / обществознание / 21-24 задания (24) / 59

          Основные права человека называют естественными (они принадлежат человеку от рождения), неотъемлемыми (каждый человек имеет и сохраняет эти права от рождения и до конца своих дней), неотчуждаемыми (независимо от пола, возраста, расы, национальности и вероисповедания человека, никто не может посягать на его права – ни государство, ни общество, ни отдельные люди). Закон предусматривает правовые способы защиты прав человека от их нарушений.
          Однако кроме личных прав, законы охраняют общественные интересы. Предоставляя своим гражданам свободу действий, государство устанавливает и пределы этой свободы. Эти пределы определяются необходимостью защиты прав других граждан и общественных интересов. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека.
          Кроме норм права, в рамках человеческого общения действуют и иные правила поведения, например, нормы морали, обычаи, этикет. Нормы морали основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести. Человек следует нормам морали, исходя из своих убеждений, воспитания, культурного уровня, традиций. Моральные нормы в своем содержании отражают общечеловеческие ценности, созданные многовековой культурой и всем историческим развитием общества.
          По мере взросления человек словно поднимаетесь вверх по лестнице: получает новые возможности, набирается опыта, а значит, – приобретает новые права, обязанности и ответственность. Детство – это время, которое во многом определяет дальнейшую жизнь человека: в детском возрасте складываются определенные модели поведения и способы реагирования на различные ситуации. Чем раньше формирующийся человек познакомится с нормами морали, узнает о своих правах и обязанностях, тем прочнее будет фундамент его достойного поведения в обществе.

(По Э.И. Атагимовой, И.Н. Фёдорову)

 

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

22. Какие признаки основных прав человека называет автор? (Укажите три признака, упомянутых в тексте.) Чем, по мнению автора, определяется необходимость установления пределов свободы человека? Как автор обосновывает мысль о том, что детство во многом определяет дальнейшую жизнь человека? (Укажите два обоснования из текста.)

 

23. В тексте кроме норм права указаны другие виды социальных норм, которые регулируют поведение человека. Приведите примеры ситуаций, в которых поведение человека регулируется каждым из этих видов социальных норм (всего три примера). (В каждом случае сначала приведите пример (ситуацию), затем укажите, какой вид социальных норм он иллюстрирует.)

 

24. Автор полагает, что чем раньше формирующийся человек узнает о своих правах и обязанностях, тем прочнее будет фундамент его достойного поведения в обществе. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями), что осведомлённость о своих правах и о своих обязанностях помогает человеку выбрать модель поведения в различных жизненных ситуациях.

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты