Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Русский / 10-13 задание / 130

          (1)Начался урок.
          – (2)Жильцов! – вызвал Лёшу Иван Фёдорович. – (3)Что называется углом склонения? (4)Ты не в курсе, Жильцов?
          – (5)Нет, – ответил Лёша.
          (6)Лёша продолжал стоять.
          – (7)Я так и думал. (8)Ты не можешь вспомнить, потому что за лето ни разу не раскрыл учебник, да? (9)Забыл? – услужливо подсказал физик.
          (10)Стало очень тихо, и тогда Лёша, сам не зная почему, сказал правду:
          – Иван Фёдорович, вы не подумайте... дело в том... (11)Я не понимаю, что такое электрический ток...
          (12)Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
          (13)Иван Фёдорович даже растерялся.
          – (14)Мы же столько часов на молекулярку и на электронную теорию угрохали!.. (15)Костров! (16)Объясни Жильцову, что такое электрический ток!
          – (17)Электрический ток, Лёша, это... (18)Направленное движение заряженных частиц, – сказал он солидным басом.
          – (19)Чего вдруг эти вредные, непоседливые частицы ни с того ни с сего решили двигаться? (20)Помните, я образный пример приводил? (21)Насчёт мошкары и ветра... (22)Что их гонит? (23)Вишнякова!
          – (24)Разность потенциалов, – ответила Галя.
          – (25)Слыхал?
          – (26)Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю... (27)Пар на поршень давит – вижу... (28)А как электроны по металлическому проводнику...
          (29)Иван Фёдорович не выдержал:
          – Ты не философствуй, а соображай! (30)Сообразить не можешь – вызубри, на носу себе заруби. (31)Я этого слова не боюсь, пора за ум браться! (32)Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится. (33)Вот давай спросим: кто ещё до сих пор не знает, что такое электрический ток? (34)А? (35)Кому в семидесятых годах двадцатого столетия это не ясно?

          (36)Учитель выжидающе оглядел класс: «Видишь, Жильцов, ты в пол- ном одиночестве».

          (37)После физики была физкультура. (38)В раздевалке для мальчиков Лёша встретил старшего пионервожатого Сашу, который уже был наслышан о его провальном ответе на физике. (39)Пионервожатый сунул Лёше книгу.
          – (40)С ума сошёл! – испугался Лёша насмешливого взгляда человека, который был изображён на портрете. – (41)Это же Эйнштейн. (42)Да я учебник по физике для шестого класса с трудом читал, а ты мне Эйнштейна!
          – (43)Прочти здесь «Эволюцию физики», – Саша протянул Лёше толстый том. – (44)И учти, по трудным книгам легче учиться. (45)Это я на себе испытал.
          (46)Лёша, взяв книгу, выскользнул из раздевалки.
          (47)Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. (48)Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. (49)Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы.
          (50)Сперва Лёша читал «Эволюцию физики», когда болел, чинно лёжа под простынёй. (51)Потом – за столом. (52)Потом – сидя на подоконнике. (53)Так читают только по-настоящему увлекательные книги.
          (54)Книга Эйнштейна открыла для Лёши целый мир. (55)Электронно-
фантастическая музыка, которую он услышал, вчитываясь в первые страницы, перешла в галоп. (56)С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то. (57)Электроны сталкивались друг с другом, проникали из одной металлической пластинки в другую, и Лёша с таким увлечением следил за ними, что мама, опасаясь за то, что Лёша просто испортит зрение, несколько раз пыталась отобрать у сына этот толстенный том.
          (58)Лёша бросился звонить Волику.
          – (59)Волик? (60)Оказывается, всё это условно!
          – (61)Что?
          – (62)Всё. (63)Физика, химия, а особенно математика. (64)Мы моделируем действительность в нашем сознании.
          – (65)Я же тебе это сто раз говорил. (66)Да и в школе небось объясняли...
          – (67)Объясняли, да не так. (68)Слушай: «Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашим стремлением её понять».
          – (69)Здорово!
          – (70)Вот то-то! (71)Будь.
          (72)Через минуту телефон зазвонил снова.
          – (73)Волик! (74)Я до Эйнштейна придумал теорию относительности!
          – (75)Да он её предложил, когда тебя на свете не было.
          – (76)Конечно, конечно... (77)Я не то хотел сказать... (78)Понимаешь, прежде чем я прочёл Эйнштейна, я уже задумывался над тем, как в свободно падающем лифте поведёт себя... ну, скажем, свободно падающее яблоко...
          (79)В первый день после болезни Лёша, наконец собравшись с духом, спросил одноклассницу Галю Вишнякову:
          – А у тебя бывает так... (80)Вот ты чего-то не понимала, не понимала... например, по физике... а потом вдруг – раз, и тебе стало так всё ясно и интересно, что даже кажется, будто ты одна в целом мире так здорово всё понимаешь... (81)Хотя, конечно, тебе хорошо известно, что это не так...
          (82)Галя хихикнула.
          – (83)Не бывает, – сказала она. – (84)Я, видишь ли, каждый день уроки учу, а в учебнике всё ясно изложено.
          (85)А поздним вечером Лёшин папа, дремавший в кресле, проснулся и увидел светлую полоску под дверью в комнату сына.
          (86)Из кухни вышла Лёшина мама, и теперь они оба уставились на светлую полоску.
          – (87)Лёша, не надо крайностей, – постучала в стену Лёшина мама. –
          (88)То тебя за уроки не засадишь, а то...
          – (89)За одну ночь умнее не станешь, – добавил отец.
          – (90)Но я ещё не чувствую утомления, папа, – донеслось из-за двери.
          (91)А месяц спустя на соревнованиях Лёша первым среди всех учеников района перепаял схему повреждённого сигнального устройства.
          (92)Учитель Иван Фёдорович сказал старшему пионервожатому Саше, рассматривая работающий приёмник:
          – Он изменил схему.
          – (93)Упростил, – ответил Саша. – (94)Вот это физика. (95)Я же говорил. (96)Он мыслит.

(По М.Г. Львовскому*)

* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэт-
песенник, драматург и сценарист.

 

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В отличие от Лёши, Костров знал, что такое электрический ток.
2) Лёша не понимал, что такое электрический ток, потому что не мог его увидеть.
3) Учитель физики был уверен, что Ньютон из Лёши всё равно не
получится.
4) Мама Лёши была очень рада, что сын начал читать книги, и совсем не переживала за его зрение.
5) Галя Вишнякова тоже совершенно не понимала физику и даже не пыталась её учить.

Ответ: ___________________________.

 

11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
2) Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю...
3) Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится.
4) Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений.
5) С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то.

Ответ: ___________________________.

 

12.В предложениях 29–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «заучить бессмысленно, без отчётливого понимания». Выпишите это слово.

Ответ: ___________________________.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К.Г. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ХОРОШАЯ КНИГА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое хорошая книга?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты