Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Русский / 10-13 задание (24) / 132

          (1)На следующий день заведующий учебной частью Борис Афанасьевич опять пришёл в Колин класс на урок литературы, чтобы проверить, насколько молодая учительница справляется с классом. (2)Он был очень серьёзен.
          – (3)Переходим к повторению. (4)Не подведите. (5)Ну, что было задано на дом? – сказала Лидия Николаевна.
          (6)Почти весь класс поднял руки. (7)Особенно старался Женя, победоносно поглядывавший на Колю и Володю.
          (8)Борис Афанасьевич оглядел класс и сделал какую-то пометку в блокноте.
          – (9)Женя Липатов! – сказала Лидия Николаевна.
          – (10)Художественные особенности романа в стихах «Евгений Онегин», – бойко начал Женя. – (11)Перечислить?
          – (12)Не надо, – остановила его учительница. – (13)Просто расскажи
нам, что тебе особенно запомнилось.           – (14)Мне запомнилось всё, Лидия Николаевна! – ответил Женя.
          – (15)Хорошо. (16)Расскажи о пейзаже.
          (17)Почти дословно Женя выпалил текст из учебника:
          – Пейзаж в романе дан деревенский и городской. (18)С преобладанием деревенского. (19)Картины сельской природы даны в различное время года: летом, зимой и весной... (20)Могу привести примеры на каждое и назвать главы. (21)Пейзаж зимний...
          – (22)Не надо, Женя... (23)Какую роль... – начала учительница.
          (24)Но Женя перебил:
          – (25)Ясно, Лидия Николаевна. (26)Роль пейзажа. (27)Поэт пользуется пейзажем для характеристики своих героев, особенно Татьяны, а также для выражения своих личных настроений: «Рады мы проказам матушки-зимы»; «Как грустно мне твоё явленье, весна...», «...приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора».
          – (28)Хватит, – огорчённо остановила его Лидия Николаевна.
          – (29)Но я не сказал главного, – не сдавался Женя. – (30)В пейзаж Пушкин часто включает человека и животных. (31)Например: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь». (32)Крестьянин – человек. (33)«Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь». (34)Лошадка – животное.
          – (35)Что за подход к Пушкину! – возмутилась Лидия Николаевна.
          – (36)Нормальный! – сказал Женя. – (37)Как в учебнике.
          – (38)Ты просто бездумно выучил всё, что было в учебнике. (39)А что у Пушкина ты больше всего любишь?
          – (40)Я всё люблю, Лидия Николаевна! (41)Каждая его строка – шедевр!
          – (42)Ах, вот как...
          – (43)А разве нет? – спросил Женя ехидно, понимая безопасность своей позиции.
          – (44)Шедевр, – вынуждена была согласиться Лидия Николаевна. –
(45)Но, может быть, лично тебе больше нравится Лермонтов или Некрасов?
          (46)Женя подумал, потом улыбнулся:
          – (47)А разве можно оценивать поэта вне конкретной исторической обстановки? (48)Каждый для своего времени... (49)Нет, Лидия Николаевна, вы задайте вопросик потруднее!
          (50)Борис Афанасьевич весело откинулся на спинку скамейки. (51)Он преподавал физику и в этом поединке был явно на стороне Жени.
          – (52)Хорошо, я задам, – сказала учительница. – (53)Тебе никогда не казалось, Женя, что всё, чем я вот здесь с вами занимаюсь, ерунда и при желании ты мог бы написать стихи не хуже Пушкина? (54)Только откровенно.
          (55)Женя похолодел. (56)Потом попробовал улыбнуться:
          – (57)Что вы, Лидия Николаевна... (58)Пушкин – гений... (59)Но тут он невольно с опаской посмотрел на Колю и, встретив его пристальный и какой- то необычно требовательный взгляд, сказал:
          – А если казалось? (60)Что, мне за это двойку поставят? (61)Мало ли что я про себя думаю.
          – (62)Понятно, Липатов, – сказала Лидия Николаевна. – (63)А вот литература как раз и занимается тем, о чём человек про себя думает. (64)Садись.
          – (65)Можно я отрывок прочту? – взмолился Женя.
          – (66)Отрывок нам прочтёт Володя Сорокин.
          (67)Класс привычно зашумел.
          – (68)Шум, шум! (69)Опять шум, – учительница постучала карандашом по столу.
          (70)Неуклюжий юноша вырос над партой. (71)Учительница ждала.
(72)Володя молчал.

          – (73)Ты учил отрывок к сегодняшнему уроку? – спросила Лидия Николаевна мягко, как кошка.
          – (74)У него всё равно ничего не получится! – как всегда, ввязался в разговор Женя. – (75)Он после школы решил в Институт физкультуры
податься.
          (76)Все засмеялись.
          – (77)Липатов! – одёрнула Женю Лидия Николаевна.
          (78)Класс приумолк.
          – (79)Так как же, Володя?
          – (80)«Его пример другим наука...» – пробормотал он.
          – (81)«Но, чёрт возьми, какая скука...» – подсказал Женя.
          – (82)Не «чёрт возьми», а «боже мой», – поправил его Володя. (83)Он не выговаривал букву «р» – слегка картавил:

С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь.

          – (84)Ну вот, ты же знаешь, – обрадовалась Лидия Николаевна. – (85)Липатов, дай-ка свою хрестоматию Сорокину. (86)Пусть он нам просто вслух прочтёт. (87)Для меня главное не в том, чтобы зазубрить наизусть.
          – (88)Подумаешь, так каждый сможет... – сказал Женя, передавая книгу Володе.
          – (89)Читай, Сорокин! – сказала Лидия Николаевна.

...(90)Какое низкое коварство
Полуживого забавлять...

          (91)Класс насторожился, а в глазах учительницы загорелся луч надежды. (92)А Володя всё больше воодушевлялся. (93)Забыв про хрестоматию, он продолжал декламировать, его глаза горели, он наслаждался удивлением, появившимся на Женином лице. (94)И стало наконец понятно, что стихи, которые были заданы на дом, ироничные, смешные, живые и настоящие.

...(95)Вздыхать и думать про себя:
«Когда же чёрт возьмёт тебя!»
(96)Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.

          (97)Володя осёкся, потому что из ручки, которой он стал размахивать, полились чернила. (98)Чернила предательски побежали по рукаву Володиной куртки, ожидая от класса соответствующей подросткам реакции. (99)Но никто не засмеялся, кроме Жени. (100)Его одинокое «гы-гы» прозвучало в полной тишине, и он виновато огляделся по сторонам, готовый провалиться со стыда сквозь землю.
          (101)Зазвучал звонок.
          – (102)Отлично, Володя! – сказала учительница.
          (103)Борис Афанасьевич и Лидия Николаевна пробирались к учительской по шумному школьному коридору.
          – (104)Что за чудо с Володей Сорокиным? – сказал завуч. – (105)Вот никогда не ожидал!
          – (106)А я ждала, – ответила Лидия Николаевна. – (107)Он знает наизусть всего «Онегина». (108)Только на уроках всегда царил Женя
          Липатов со своими насмешками, и поэтому Володя молчал. (109)Не хотел, чтоб хихикали над тем, что ему дорого.

(По М.Г. Львовскому*)

* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэт-песенник, драматург и сценарист.

 

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Завуч пришёл на урок, чтобы оценить работу молодой учительницы.
2) В классе никто не был готов к уроку.
3) Володя не знал ни одной строчки из «Евгения Онегина» наизусть.
4) Из всего класса только Женя Липатов засмеялся над тем, что по рукаву Володи потекли чернила.
5) Завуч, как и Лидия Николаевна, тоже верил в способности Володи к литературе с самого начала.

Ответ: ___________________________.

 

11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) «Ты учил отрывок к сегодняшнему уроку?» – спросила Лидия Николаевна мягко, как кошка.
2) Класс насторожился, а в глазах учительницы загорелся луч надежды.
3) Забыв про хрестоматию, он продолжал декламировать, его глаза горели, он наслаждался удивлением, появившимся на Женином лице.
4) И стало наконец понятно, что стихи, которые были заданы на дом, ироничные, смешные, живые и настоящие.
5) Из всего класса только Женя Липатов засмеялся над тем, что по рукаву Володи потекли чернила.

Ответ: ___________________________.

 

12. В предложениях 103–109 найдите слово с лексическим значением «подчинять окружающих своему влиянию или выделяться среди других, превосходя всех в каком-либо отношении». Выпишите это слово.

Ответ: ___________________________.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя, выдающегося литературного критика и публициста В.Г. Белинского: «Русский язык <...> гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он знает наизусть всего “Онегина”. Только на уроках всегда царил Женя Липатов со своими насмешками, и поэтому Володя молчал. Не хотел, чтоб хихикали над тем, что ему дорого».. Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3.Как Вы понимаете значение слова ВДОХНОВЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое ВДОХНОВЕНИЕ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.

Создать готовые варианты