(1)Верблюды – выносливые и полезные животные. (2)Их называют кораблями пустыни. (3)И верно, долгое время домашние верблюды были незаменимым живым транспортом пустынь. (4)Человек приручил верблюда очень давно – более пяти тысяч лет назад. (5)И всё это время у верблюда не было соперников. (6)Ну кто почти без пищи и воды, под палящими лучами солнца может двигаться много дней подряд, преодолевая до девяноста километров в день?
(7)Верблюд прекрасно приспособился к жизни в суровой пустыне. (8)На ногах у него толстые мозоли, и он не страдает от горячего песка. (9)Густая и длинная шерсть помогает ему переносить дневную жару и ночной холод. (10)Верблюд очень нетребователен к пище. (11)Он удовлетворяется колючими кустарниками и травами, которые не едят другие животные. (12)Но и эта скромная пища помогает накопить в горбах приличный запас жира. (13)Расходуя этот запас, верблюд может несколько дней обходиться вообще без пищи.
(14)Во многих районах верблюды и сейчас незаменимы, и не только как местный транспорт. (15)Жители пустынь используют в пищу их молоко, а из верблюжьей шерсти вяжут очень тёплые свитеры и носки.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
1.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ._____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь значение слова «транспорт» из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
Ответ. Транспорт– это_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Замени слово «скромный» (из 12-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Ответ. Скромный–___________________________________________________________
8. В 14-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ____________________________________________________________________
9. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Выпиши из 12-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Выпиши из 15-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.