(1)Горы бывают разными: высокими и не очень, древними и достаточно молодыми. (2)Но в России есть совершенно уникальные горы, которые пересекают страну с севера на юг и делят её на две части: европейскую и азиатскую. (3)Это Уральские горы – самая древняя горная цепь нашей планеты. (4)Название гор на башкирском языке означает «каменный пояс». (5)Много веков назад тем, кто подходил к Уралу с востока или запада, эти горы казались поясом, перехватившим большую равнину.
(6)Урал поражает неповторимой природой, которая в некоторых местах сохранилась почти нетронутой. (7)Часть Урала на юге называют голубым ожерельем России: именно здесь очень много озёр с прозрачной водой. (8)Урал прославился и своими дивными реками. (9)Они удивительны тем, что одни впадают в Каспийское море на юге, другие – в Карское на севере. (10)Чусова́я – единственная река, которая пересекает Уральские горы.
(11)Уральские горы – настоящая кладовая нашей планеты. (12)Здесь добывают около 50 химических элементов из 105 известных человеку сегодня. (13)Наши предки говорили: «Урал – золотое дно, серебряная покрышка». (14)Много секретов хранят Уральские горы, но открывают их только тем, кто по-настоящему полюбит этот диковинный край.
(По С. Гориной)
3. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
1.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ._____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь значение слова «секрет» («секретов») из 14-го предложения?
Запиши своё объяснение.
Ответ. Секрет – это__________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Замени слово «уникальные» из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Ответ. Уникальные –________________________________________________________
8. В 8-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ____________________________________________________________________
9. Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Выпиши из 7-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
11. Выпиши из 14-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ. ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.