Текст 2
(1)В этот вечер я застал Михаила Михайловича на скамейке на берегу реки. (2)На её крутом берегу островами разросся кипрей.
– (3)Кипрей – наш помощник, – заметил Михаил Михайлович.
– (4)А кипрей чем вам помогает?
(5)Михаил Михайлович начал рассказывать.
(6)Кипрей разрастается на лесных пожарищах и порубках. (7)Недавно ещё кипрей считали сорной травой. (8)Лесники безжалостно его вырывали, потому что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
(9)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых утренних морозов начисто погибают.
(10)Учёные начали искать причину этого и нашли.
– (11)Что же оказалось? – спросил Михаил Михайлович и сам ответил: – Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (12)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. (13)Этот цветок выделяет из себя теплоту. (14)И в теплоте растут без страха все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. (15)Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. (16)Это их сторож, их защитник. (17)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (18)Самоотверженный цветок! (19)Нет у молодых сосен лучшего друга, чем кипрей.
(По К. Паустовскому)
3. Какой факт свидетельствует о том, что кипрей считали сорной травой? Запишите ответ.
Ответ._____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. В предложениях 9−12 найдите антоним к слову «холодный» и выпишите его.
Ответ._____________________________________________________________________
Подобные задания можно добавить в готовый типовой вариант и получить свой уникальный КИМ с ответами и критериями.